Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

Загадочный Кольский полуостров Даже по понятиям России Север - это нечто грандиозное, и не только по географическим соображениям. Он простирается через одиннадцать часовых поясов от Мурманска до Камчат­ ки, и все, что к северу от Полярного круга, это и есть Север. Се­ вер - это вечная мерзлота, бездорожье. И где нет или почти нет оседлого населения. Конечно, и железных дорог тут и в помине не могло быть. И только к Мурманску с невероятными усилия­ ми была проведена железная дорога, и звали ее в простонародье «Мурманка». Так для Кольского полуострова начинался двадца­ тый век. С незапамятных времен в умах поколений складывался неве­ домый образ сказочного и загадочного Кольского полуострова. Сказочным сделали его три обстоятельства: сказочное богатство рыбой («А в заливе Кольском вода кипит от обилия трески, весло воткнуть некуда»), сказочное богатство полезными ископаемы­ ми, будто «тянул эти несметные сокровища за собой ледник, от людей подале, да недотянувши - бросил, как раз на Кольской земле. Рассовал и упрятал их по самым недоступным местам». И наконец, сказочно-загадочная страна Лапландия, необжитая дальняя окраина, настолько необжитая, что даже сказки о ней сказывать было не из чего. В 1870 году, за год до того, как заговорили всерьез о проклад­ ке рельсового пути на Север, было высочайше утверждено «то­ варищество Беломорско-Мурманского срочного пароходства». Оно имело два парохода: «Великий князь Андрей» и «Качалов». Была открыта первая грузопассажирская линия Архангельск - Варде (Норвегия). Пароход заходил и в Колу. И тогда же по до­ роге судно заходило в обжитые и известные становища Мурма- на: Териберку, Гаврилово, Рынду и др. По этому маршруту ходил главным образом «Великий князь Андрей». У «Качалова» регу­ лярные рейсы были из Архангельска в Кандалакшу с заходом в Ковду, Кереть, Сороку, словом, туда, где поселения имели выход к воде. Впервые о транспортном пути от Белого моря до Петер­ бурга и непременно железной дорогой заговорили с 1871 года. Провели робкие изыскания пока только до города Онеги, где- то 334 версты, и на этом остановились. Но «проект» был опуб­ 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz