Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

квашеная капуста, клюква, морковь, картофель лук, чеснок - словом, все что нужно на Севере от цинги. Заведующим ваго­ ном-лавкой стал китаец Жан Ю Цан. 1935 год стал знаковым для мурманских железнодорожни­ ков. В городе в сентябре был построен первый каменный 5-этаж- ный жилой дом на улице К. Маркса, 8 для работников служб Мурманского отделения дороги. Квартиры в новом доме полу­ чили машинисты, связисты, поездные диспетчеры, путейцы. В этом же году в Мурманске появились сразу три многоти­ ражки - газеты железнодорожных предприятий узла. Газета «Заполярный паровозник» - орган руководства и профкома па­ ровозного депо, газета «Букса» - вагонного депо и газета «Под­ бойка» - орган руководства и профкома 10-й Мурманской ди­ станции пути. Путейская газета была интересна тем, что в ней рассказывалось о людях дистанции, передовиках производства, о награжденных государственными наградами и отраслевыми знаками трудовой доблести. Для тех, кто занимается историей и судьбами железнодорожников-путейцев, она могла стать инфор­ мационной помощницей. В наши дни эти газеты - библиографическая редкость, их можно найти разве что в Государственном архиве Мурманской области. Несколько номеров «Подбойки» за 1935-1936 годы нам удалось просмотреть. И мы много узнали о передовиках дистан­ ции пути, которые никогда бы не появились в областной печати. Так что для историков или для тех, кто задумает писать историю предприятия, газета «Подбойка» может стать незаменимой по­ мощницей. И раз уж мы заговорили о печати, то забавный случай произошел уже в Мурманской области. (С 1938 года Кольский полуостров обрел статус Мурманской области.) Так вот, в ноябре 1939 года один крупный партийный чиновник в докладе о годов­ щине Октября назвал Кольский полуостров «подстоличная Си­ бирь». Лихо!., (а почему не «тундра», так ближе, если по геогра­ фии). Чего только не выдумают, лишь бы прославиться. А тут вот оно - ЧП!.. (чрезвычайное происшествие). «В мае 1939 года на 1402 километре стоком воды размыло насыпь. Произошел обвал пути - чрезвычайная ситуация на железнодо­ рожном транспорте. На место срочно отправляют восстанови­ тельный поезд. Задолго до срока по нормативу машинист Козлов, несмотря на остановку в Коле, где садились мостовые плотники и бригада монтеров пути, привел поезд на 1402 километр на 4 ми­ нуты раньше, чем проходит этот перегон «Полярная стрела». За 131

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz