Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

там тоже узнали о ее поступке, и девочка какое-то время ходила в героях, и как она позже рассказывала - «но не зазналась». Вся дальнейшая судьба Александры Антоновны Поповой была связана с железнодорожным транспортом. Во время войны работала на Северной железной дороге, в 1949 году вернулась в Мурманск и до пенсии работала в аппарате Мурманского отде­ ления дороги. Но эта история имела продолжение. В 2013 году, в день ее 90-летия к ней домой приехали с поздравлениями заме­ ститель начальника дороги по Мурманскому региону И. В. По­ ликарпов и члены совета ветеранов. Игорь Васильевич при всех напомнил ей о той давней ис­ тории, чем привел 90-летнюю железнодорожницу в некоторое смущение, но смущение быстро прошло. При разговоре вспомни­ ли, конечно, и о ее работе во время войны, снова возвратились к подаркам (уже нынешним), и тут Александра Антоновна нас удивила, призналась, что, как сейчас помнит, лучшим подарком ей тогда были новое пальто и галоши (именно на нее), которые подарили ей начальники Мурманской дистанции пути. Все-таки ближние начальники всегда были ближе к народу. Дети путейцев на линии всегда были рядом со взрослыми. Федор Федорович Рыжков, железнодорожник со стажем, бри­ гадир пути, а затем и дорожный мастер Мурманской дистанции пути (уже в наши дни), вспоминал, как его отец Федор Иванович Рыжков по воскресным дням выводил «в поле» всю семью: жену и детей на пути, для чистки стрелочных переводов. Вниматель­ но осматривал свой участок, поучал сына азам путейской науки. «После такой наглядной выучки у меня был прямой путь - в пу­ тейцы». Как и все, начинал он с монтера пути и завершил свой трудовой путь старшим дорожным мастером. К новой жизни... Летом 1935 года на железных дорогах страны, Мурманская - не исключение, появились ОРСы - отделы рабочего снабжения для снабжения железнодорожников (движенцев, путейцев, пен­ сионеров всех служб других жителей поселков), живущих на отдаленных «линейных» станциях, продуктами питания. В Мур­ манске организовали вагон-лавку, который ходил до станций Африканца, Лапландия, Пулозеро. Первый начальник ОРСа Анананский распорядился цеплять еще один вагон под овощи: 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz