Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.
На « Мурманке» срубы рубят, Все меня ребята любят: Тот тащи-ыт, другой тащи-ыт, Только кофточка трещи-ыт! Через год к северу от Медвежьей Горы до самой Колы было заложено 19 новых поселений. Некоторые из них, такие как стан ция Лоухи, разъезд Белая (станция Апатиты), станции Зашеек, Чупа и Хибины, превратились в центры экономической жизни. В книге «Зачисления на переселенческих пунктах северного района Мурманской железной дороги» приведены сведения по колонизации Мурманского края. В графе «откуда» чаще всего встречаются переселенцы из таких губерний, как (не спешите перелистнуть страницу - это ваши дедушки и бабушки) Пензен ская, Мурманская (с побережья), Могилевская, Вологодская, Владимирская, Новгородская, Олонецкая, Самарская, Вятская, Ленинградская, Минская, Тверская, Херсонская, Лифляндская, Ярославская, Енисейская, Тифлисская, из Карелии. Но есть и бо лее конкретные социологические данные: «О переселении в Карело-Мурманский край с августа 1923 года по июнь 1925 года Губерния, край, республика семей чел. % Северные губ. (Архангельск, Вологда, Северодвинск, Вятка) 450 2301 20,7 Сев.-Зап. губ. (Новгород, Псков, Ленинград, Витебск) 378 1783 16,0 Карелия 70 302 2,7 Центр (Владимир, Кострома, Москва, Тверь, Н. Новгород) 551 2424 21,8 Орел, Пенза, Рязань, Тула, Брянск, Тамбов 24 105 0,3 Урал 28 121 1,0 Поволжье (Татарстан, Самара, Марий Эл, Саратов, Чувашия) 199 807 8,0 Украина 657 2803 26,0 Северный Кавказ 16 48 0,4» Хроника: «В первые два года колонизации 20 процентов поселенцев составляли железнодорожники». Из общего числа учтенных статистикой железнодорожников одна треть имела свои огороды. Этому есть «научное» обоснование. Заработки их в различных службах имели существенное различие. Самыми высокооплачиваемыми были машинисты (служба тяги). Затем шли связисты, работники службы движения, ремонтных мастер 126
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz