Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

Здесь был и свой интерес: невозможно увеличивать грузооборот без развития внутренних шоссейных дорог. Да к тому же «за­ кольцованные» поселки и становища автоматически включались в экономическую составляющую губернии. Академик Ферсман о проекте инженера Назаренко высказал­ ся так: «...будущее наших полярных областей - борьба с главным врагом культуры и единения - расстояниями. Проложить доро­ гу в центральную тундру, опоясать дорогами океанский берег Кольского полуострова от Финляндии до мыса Святой Нос - вот основная тема проекта инженера «Пути и средства сообщения за Полярным кругом». Эта идея вдохновляет». Кстати, о Ферсмане и о путейцах. Тут прослеживается исто­ рическая цепочка. 23 июня 1930 года на разъезде Белая ждали с поездом академика Ферсмана. Случилось так, что на перроне оказался путеец. И далее рассказ самого академика: «Я спросил у старого железнодорожника: «Как назвать эту станцию?» - «Эту станцию надо назвать Апатиты». «Но ведь апатит не здесь», - возражал я. «Зато сюда его привезут», - авто­ ритетно заявил путеец.» Тут же решили назвать станцию Апатиты. Имя станции дали, академика Ферсмана помнят, а вот как звали путейца, что дал имя станции, уже не назвать. У нас завсегда так!.. Давно это было. А между тем после таких авторитетных высказываний отно­ сительно шоссейных дорог на Кольском полуострове начались проектные работы по строительству таких дорог. На карте-схеме это хорошо видно. Строительство их предполагалось разделить на три этапа. К сожалению, дальше проекта дело не пошло - у нас на Руси это сплошь и рядом. И не вина железной дороги, что все это не состоялось. Сейчас трудно искать виноватого, но то, что задуманные планы не осуществились - большая потеря. Одна мысль из этого проекта актуальна до сих пор: «закольце­ вать шоссейной дорогой восточный и южный берега замерзаю­ щего Белого моря». Но вернемся на железную дорогу. 120

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz