Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

видны были с лесных причалов...». Абзац вроде бы интересный, но об автомобилях - ни слова. В 1926 году решено вновь возродить и избрать новый Мур­ манский городской Совет. До этого периода функции его были приостановлены. Нам же этот факт интересен тем, что в Совет вошли несколько железнодорожников: «Мурманский горсовет по состоянию на 13 февраля 1926 года. Всего избрано 96 чел. От железной дороги: служба движения - Михайлов, Куракин, Волков, Градусова, от службы пути - Шилов, Рымша, Березин... Всего от железнодорожников 16 человек». Путь, тяга, связь... «В сравнении с другими населенными пунктами Мурманск был центром культуры, городом большой жизни и больших воз­ можностей, городом, где сходились все имеющиеся в наличии пути сообщения. В центре этой бурно текущей жизни были же­ лезнодорожники». Им до всего было дело. Программа Мурманской железной дороги на 1926 год была следующей: «путь, тяга, связь» (причем «путь» был на первом месте). А член правления дороги А. Фролов как-то обмолвился: «Железные дороги - четвертый род оружия». Осень 1926 года сделала паузу и, на радость путейцев, заметно отодвинула зиму. Этим воспользовались и окончательно привели Северный уча­ сток дороги в относительный порядок - можно было вздохнуть с облегчением, но ненадолго. Очень важное место в многогранной работе путейцев за­ нимала тема погоды. Это был краеугольный камень в системе безопасности поездов в любое время года. Метеорологическую службу в Карело-Мурманском крае пытались исполнять целых 4 организации: Главная физическая обсерватория (ГФО), Кар- наркомат земледелия, Мурманская железная дорога и Управле­ ние безопасности кораблевождения на Севере (Убекосевер). Ясно, что при таком раскладе возможны всякие неурядицы и противоречия, поэтому путейцы, наученные горьким опытом, больше полагались на интуицию и жизненные ситуации. Конеч­ но, специалисты этих солидных организаций к ним не бегали за советом, но иногда прислушивались: что-то там скажет «путеец со стажем». Замечания, как правило, всегда были верными и предсказуемыми. Точнейшим индикатором погоды были рельсы. 118

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz