Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.
В течение следующего года путейцы проделали огромный объем работы, в том числе заменили 432 тысячи шпал на новые. Теперь на Южном участке (до Кеми) скорость поездов состави ла 70 верст в час. К северу она постепенно снижалась до 45-и, а на подходе к Мурманску - до 35 верст в час, это был самый не благополучный участок, и работы по улучшению его состояния продолжались. На путевых работах все еще использовался гуже вой транспорт - лошади. Каждая уважающая себя организация имела свою конебазу. Кроме городских конебаз «Муркомхоза» и «Мургужтранса» свои конебазы имели торговый порт, рыбный порт и железная дорога. В среднем на каждой конебазе было до 80 лошадей. Заведующий конным обозом на конебазе горкомхоза Нико лай Носков вспоминал: «... Когда гужевой транспорт стали вы теснять автомобили, проблем с их размещением не было. Они расположились на тех же площадях, в тех же «стойлах». Так, на территории конебазы «Муркомтранса» разместилась автоколон на 1505». Лошадей «на переправе» плавно поменяли на лошади ные силы!.. В 30-х годах в Мурманске четко определились улицы, отча сти виной тому был нарождающийся автомобильный транспорт. В отдельных местах, особенно на болотистых, стали стелить бу лыжные мостовые. Тротуары пока были деревянные. В городе уже было около 20 мелких автохозяйств, и в первую очередь у железнодорожников-путейцев. «На автомобильных дорогах мурманские мальчишки играли в футбол. Чтобы мяч меньше рвался, играли босиком, жаль только, что автобусы мешали, но они ходили редко». Бывший главный инженер управления автотранспортом Ни колай Александрович Завьялов, фанат автомобилей, связал свою судьбу с ними с 1931 по 1985 год. Он очень хотел увидеть книгу о развитии автотранспорта в Мурманской области, и в память о нем несколько строк из его воспоминаний: «... в Мурманск прие хал в 1931 году, жили в поселке лейтенанта Шмидта - 10 бараков вдоль береговой линии залива (ныне это от управления торго вого порта до терминала по погрузке апатита (лесные причалы). В городе одно кирпичное здание - ТПО, ниже стадион «Труд». На площади Пять Углов - рынок (палатки китайцев). На месте хоккейного стадиона (тогда, ныне - Ледовый дворец. - Авт.) се рое здание электростанции - «двухтактовая нефтянка» с харак терным звуком. Вода в заливе чистая, прозрачная. Дно залива просвечивалось на несколько метров. Треска, камбала хорошо 117
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz