Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

герои труда не перевелись в Советской России и не переведутся. Мурманский исполком приносит сердечное спасибо и в память этого дня героям труда небольшие подарки». От железной доро­ ги героем труда стал машинист Станкевич. Ну что ж. И празд­ ники нужны в такое время. А вообще-то, май - начало путевых работ на Севере. Хроника: «В 1923 году ликвидируется 4-й северный район. Мурманский 3-й район Мурманской железной дороги установ­ лен в следующих границах: от станции Мурманск до станции Идель».(Газета «Кировская магистраль», 1946 год, 21 ноября.) На путях множество рабочих улучшают и выправляют рель­ совую укладку, из соседних карьеров, оставшихся еще со времен строительства, подвозят желтый сухой песок. Если так споро будет идти работа и дальше, - делятся своими впечатлениями дорожные мастера,- дорога будет не хуже, чем возле столиц. Самой трудоемкой работой при достройке дороги была, конечно, путейская. Путь, по сути, приходилось строить заново. Менялись рельсы, шпалы, укладывали балласт, а техника... Техники пока не было: Заложил под рельсу вагу - Разровняю я пучину Раздается стона скрип... И нашпальником взмечу, Как на вагу я налягу, Плотно рихтовкою вскину - Оторвется вагой стык. Мне работа по плечу. Всею силой нажимаю Знай, кипит в душе отвага, Вагу плотно до земли, И могуч в работе я, Путь подъемкою ровняю, Эй ты, вага, моя вага, Расширяю костыли. Ты дубовая моя!.. Работы по достройке Мурманской железной дороги, нача­ тые весной 1923 года, продолжались на протяжении двух лет. До 1924 года они велись на участке Петрозаводск - Лоухи, а с 1924 года были продолжены в северной части дороги Лоухи - Мурманск. 1 ноября 1924 года обсуждался вопрос о работе же­ лезнодорожных служб. Все службы выполнили свои планы по району, кроме службы пути. У них выполнение составило 80 про­ центов. Несмотря на огромное напряжение путейцев, за 10 меся­ цев 1924 года сменили 121.046 шпал. Не был выполнен план по отсыпке балласта. Проблемы были не только со щебнем, но и с провозом его на Северный участок. Однако впереди были новые успехи, новые победы. 4-й район железной дороги (Мурманский) - 365 верст - был недооборудован в результате военных потрясений на 60 процен­ тов. Терзали дорогу в период интервенции нещадно. 123 моста 115

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz