Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

нашелся народный умелец, который взялся решить проблему. В историю (правда, местного значения) он вошел как автор «осо­ бого снегоочистителя Курочкина». История такова: В июне 1921 года он поступил на службу в строительный участок уже дей­ ствующей дороги. Для начала он скрыл, что на путях - не нови­ чок. А то, что уезжал с Севера, на то были «семейные обстоятель­ ства»: голод, разруха, интервенция и тиф, будь он не ладен, да и документов нет - все пропало. Для начала решил, что сначала сам себя проявит. Впереди была зима, и его предупредили, что главное орудие зимой у путейца - это лопата, и он, как самый молодой «первозимник», будет иметь дело только с ней. Начальники не учли только одного, что Курочкин на строй­ ке с 1916 года, и уж он-то повидался с трудностями на стройке и приемами борьбы со снегом. Когда все это прояснили, тут же назначили старшим дорожным мастером. Может, потому в го­ лове его и стали появляться мысли, как облегчить этот процесс борьбы со снежными заносами. Было бы счастье, да несчастье по­ могло. Звание старшего дорожного мастера обязывало, хотя он всю жизнь был практик. За три месяца, с июня по сентябрь, как с ним основательно познакомились, они вместе с начальником работ Тагановым вчерне собрали свой «агрегат». К удивлению всех, снегоочиститель работал, теперь ждали только снега, и он не заставил себя ждать, и, как говорят в таких случаях, испыта­ ния прошли успешно. Вскоре о снегоочистителе Курочкина за­ говорили, и он (снегоочиститель) применялся во всех участках службы пути Мурманской железной дороги. После окончания строительства дороги многие путейцы: монтеры пути, артельные старосты (бригадиры), дорожные ма­ стера и просто путевые рабочие перешли на работу в дистанции пути и стали обслуживать вверенные им участки. Штат такой ди­ станции пути был пестрый. С марта 1920 года в штат дистанции входили: «плотники, столяр, печник, кровельщик, машинисты, помощники и кочега­ ры, каменщик, запальщики, колесники, шорники, сапожники, костылыцики, сторожа путевые, переездные, мостовые, перепис­ чики, телефонист, рассыльные, кладовщики, конюхи, скобники, водовозы, дрововозы, дровоколы, дровоклады, ассенизаторы, дворники, уборщики, кухарки, повара, трубочисты, проводники вагонов, сторожа карьеров, ночные сторожа при бараках, банщи­ ки, смотрители при приграничных участках. Были еще времен­ ные или сезонные рабочие: конопатчики, маляры, стекольщики, кузнецы, молотобойцы, шоффера. Всего набиралось 381 чело­ 112

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz