Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

как пригодились: во время топливного кризиса 1920-1921 годов по ним вывозили лес к железной дороге для отопления города. Как только возле станции Боярская сомкнулась дорога, тот­ час же, особенно с начала 1917 года, с берегов Мурмана на юг пошли литерные поезда с долгожданным «импортом смерти». Везли снаряды, аэропланы, пулеметы, пушки - от 10 до 13 поез­ дов в сутки. Изгибались змеей новенькие рельсы, тоже импорт­ ные, на неокрепшем еще полотне. Разрывая гудками и стуком колес тишину болот и лесных пространств, составы втягивались в мясорубку войны. Так продолжалось до тех пор, пока война не схлестнулась с революцией и как следствие любого переворота - еще и с гражданской войной, а где и с интервенцией. Дополнительный «раздрай» в умах и сердцах людей на Севе­ ре внесла интервенция, которая во многом подкосила устои рос­ сийского общества. Особенно пугала неизвестность и непредска­ зуемость событий. В сложном положении на Мурмане оказались женщины. Привычные домохозяйки, они при безработных му­ жьях по-своему, по-женски избирали крепкий «тыл» и зачастую с иностранцами: Вот идет броневик, Сзади скачут янки, Мой миленок - большевик А я « англичанка»... Каких только наций и национальностей не перебывало на Мурмане в период интервенции. Доподлинно известно, что кро­ ме американцев, англичан и французов в 1917-1918 годах здесь были датчане и бельгийцы, всего 149 человек. Но, как они заяв­ ляли впоследствии, были по принуждению, «по вербовке». Ну что ж, «раскаявшийся грешник, дороже двух праведников». Положение Мурманской железной дороги после разгрома интервенции и последствий гражданской войны было настолько тяжелым, что в 1921 году предполагалось закрыть и разобрать ее как «неудачное и убыточное» предприятие. Все эти трагические обстоятельства вконец разорили дорогу и довели до аварийного состояния. Путь пришел в негодность. Во многих местах шпалы сгнили, так как были уложены не на балласт, а сразу на земляное полотно. В иных местах были размыты насыпи, разрушены мо­ сты. Фронт работ для путейцев был огромный, и они принялись за дело. Еще досаждали работникам пути частые заносы снегом железнодорожного полотна зимой. Установленные щиты сры­ вало ветром, а лес в тундре не растет. И тут как нельзя кстати 111

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz