Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.

Зима тревоги нашей О путейцах можно говорить долго, сетовать на их нелегкую долю, однообразную и монотонную работу. Как бы не так!.. Да нет, совсем не так. Начнем с рапорта: «Рапорт о снежном урага­ не с 24 января по 6 февраля 1920 года в пределах 16-го участка. Это Мурманск - Имандра. За четыре года такая продолжитель­ ная буря пронеслась (случилась) впервые. Были и раньше, но 2 -3 дня (но тогда было 6 -7 путейцев на версту). В этот раз ура­ ган начался в ночь с 23 на 24 января при южном ветре 3 метра в секунду. «24.01 - 8 метров в секунду, 25-го - 11 метров в секунду, в полдень - 13 метров в секунду, вечером - 18 метров в секунду. С различными колебаниями ураган продолжался до 6 февраля». Читаем далее: «Только 7 февраля он (ураган) дал возможность разделать и очистить путь. Снегач был сломан. Особенно сильно занесен был перегон Мурманск - Кола, где снег, смешанный с песком и гли­ ной, срываемый ветром с откосов, выемки и косогоров, прессо­ вался на путь, образуя плотную как бы цементную массу. Для ее уборки приходилось местами применять кайла (как при горных выработках), т. к. железная лопата не всегда могла пробить кор­ ку». А как же поезда?.. «Занос был такой быстрый, что остановился в снегу поезд № 3 (пассажирский), который вышел из Мурманска 1 февра­ ля. Пришлось отправлять заместителя начальника дистанции со вспомогательным паровозом и 40 человек команды. К 20 ча­ сам перегон был очищен, и вспомогательный паровоз вернулся в Мурманск. Но поезд № 3 с опозданием на 4 часа уже не мог пройти по перегону и остановился в снегу. Были сняты снеговые щиты с других участков. Надо или увеличивать штат рабочих, или чаще пропускать снегоочиститель. ПЧ-16 (начальник ди­ станции) А. Батов. 16.02.1920 г.». И так сплошь и рядом... И теперь не по значению, а по по­ рядку. 1916 год... По всей линии Мурманской железной дороги продолжались достроечные работы. В районе Кандалакши пол­ ным ходом идет сборка паровозов. Разгружают сразу несколько пароходов из Америки. На ходу принимается решение - органи­ зовать пункты сборки возле станций Чупа и Княжая - их назы­ вают «временные депо». И тут не раз помянули добрым словом путейцев. Это они в считанные дни проложили подъездные пути (дело знакомое) от главного хода к пристаням. Потом эти пути ох 110

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz