Путь на Север : [очерки / сост. Л. Г. Виноградова ; гл. ред. В. А. Хабаров]. - Мурманск : РУСМА, 2015. - 192 с.
Зима тревоги нашей О путейцах можно говорить долго, сетовать на их нелегкую долю, однообразную и монотонную работу. Как бы не так!.. Да нет, совсем не так. Начнем с рапорта: «Рапорт о снежном урага не с 24 января по 6 февраля 1920 года в пределах 16-го участка. Это Мурманск - Имандра. За четыре года такая продолжитель ная буря пронеслась (случилась) впервые. Были и раньше, но 2 -3 дня (но тогда было 6 -7 путейцев на версту). В этот раз ура ган начался в ночь с 23 на 24 января при южном ветре 3 метра в секунду. «24.01 - 8 метров в секунду, 25-го - 11 метров в секунду, в полдень - 13 метров в секунду, вечером - 18 метров в секунду. С различными колебаниями ураган продолжался до 6 февраля». Читаем далее: «Только 7 февраля он (ураган) дал возможность разделать и очистить путь. Снегач был сломан. Особенно сильно занесен был перегон Мурманск - Кола, где снег, смешанный с песком и гли ной, срываемый ветром с откосов, выемки и косогоров, прессо вался на путь, образуя плотную как бы цементную массу. Для ее уборки приходилось местами применять кайла (как при горных выработках), т. к. железная лопата не всегда могла пробить кор ку». А как же поезда?.. «Занос был такой быстрый, что остановился в снегу поезд № 3 (пассажирский), который вышел из Мурманска 1 февра ля. Пришлось отправлять заместителя начальника дистанции со вспомогательным паровозом и 40 человек команды. К 20 ча сам перегон был очищен, и вспомогательный паровоз вернулся в Мурманск. Но поезд № 3 с опозданием на 4 часа уже не мог пройти по перегону и остановился в снегу. Были сняты снеговые щиты с других участков. Надо или увеличивать штат рабочих, или чаще пропускать снегоочиститель. ПЧ-16 (начальник ди станции) А. Батов. 16.02.1920 г.». И так сплошь и рядом... И теперь не по значению, а по по рядку. 1916 год... По всей линии Мурманской железной дороги продолжались достроечные работы. В районе Кандалакши пол ным ходом идет сборка паровозов. Разгружают сразу несколько пароходов из Америки. На ходу принимается решение - органи зовать пункты сборки возле станций Чупа и Княжая - их назы вают «временные депо». И тут не раз помянули добрым словом путейцев. Это они в считанные дни проложили подъездные пути (дело знакомое) от главного хода к пристаням. Потом эти пути ох 110
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz