Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

делу, обезвредил за годы войны со своими помощниками Михаилом Миньковым, Алексеем Аникиным, Михаилом Сударевым, Ефимом Иващенко и другими около четырех тысяч неразорвавшихся враже­ ских авиабомб и мин. Эти люди сдали военным более пятидесяти тонн взрывчатки ’. Коллектив Мурманского отделения дороги с большим вооду­ шевлением воспринял столь высокую оценку работе и поступкам своих товарищей. Тем более что железнодорожники действительно представляли собой особый род войск. В те самые трудные дни войны они решили провести несколько массовых воскресников, а заработанные средства передать в фонд обороны страны. Первый массовый воскресник железнодорожники провели 29 марта. Да, мурманские железнодорожники делали для фронта все, что было в их силах. А нередко — и сверх сил. ...В марте 1942 года принимали в партию бригадира связи Ма­ рию Ивановну Ушкову. Коммунисты станции Мурманск знали своего товарища по работе с 1938 года. И на собрании характери­ зовали Марию Ивановну как знающего свое дело специалиста, ак­ тивную общественницу, беспокойного депутата городского Совета, безотказную труженицу. Говорили о том, что Ушкова нередко, когда не было замены, работала по две-три смены и ни разу не допустила брака в работе... Труженики Мурманского отделения дороги стремились помочь фронту не только самоотверженным трудом. Работники локомо­ тивного и вагонного депо, помимо своей основной работы, за ко­ роткое время освоили и наладили производство минометов и мин, спешно сооружали два бронепоезда. Один из бронепоездов назва­ ли «Мурманец». Для его оборудования мастер Мурманского ва­ гонного депо М. Сысоев подобрал умелых, крепких и выносливых молодых рабочих. Да, кроме мастерства, требовалось еще отмен­ ное здоровье, потому что люди имели дело с броневыми листами, клепкой и кузнечными работами... И слесари И. Неживко и В. Па- цев, клепальщик X. Хамидуллин и другие сделали все от них за ­ висевшее, чтобы как можно быстрее оборудовать бронепоезд. 25 апреля 1942 года «Мурманец» под командованием капи- тана-артиллериста А. Логинова вышел в первый свой рейс. В даль­ нейшем его экипаж принимал участие в боях на Кандалакшском направлении. В те тяжелые для страны дни труженики всех участков запо­ лярной магистрали горячо поддержали почин машиниста из Ново­ сибирска Николая Александровича Лунина, выступившего инициа- 1 На Кандалакшском направлении. Мурманск: Кн. изд-во, 1975, с. 101, 102. 94

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz