Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.
были отпущены дополнительные средства, увеличены продоволь ственные пайки.) Чтобы ускорить разгрузку транспортов, путейцы разобрали вспо могательные станционные пути и добытые таким образом рельсы и шпалы использовали для прокладки новых путей к причалам. Это позволило производить перевалку грузов из трюмов парохо дов прямо в вагоны, что дало большой выигрыш во времени, ко торое нещадно торопило и жестоко спрашивало за малейшее про медление, когда дело касалось переброски боевой техники и дру гих военных грузов. Войну день за днем описать невозможно. Да если даже оста навливаться на наиболее ярких эпизодах, связанных с трудовыми подвигами на железной дороге, и то... Ведь когда вникаешь в суть документов тех лет или слушаешь рассказы очевидцев, зримо вы рисовывается образ человека в железнодорожной форме, от кото рого каждый день войны требовал подвига. В Заполярье — осо бенно. Возьмите здешнюю зиму. Если для кого-то она могла быть союзником, то для транспортников она и в мирное-то время — ис пытание. А чего стоил полярный летний день в войну!.. И когда сегодня на груди железнодорожника того поколения видишь ме даль «За отвагу», проникаешься к нему и к его товарищам по трудной службе огромным уважением, сознавая, что они не только самоотверженно трудились для фронта, они ради победы, ради нашей с вами жизни рисковали каждый день и каждый час собствен ной. Удивительно ли, что в марте 194,2года трое железнодорожников Кировской магистрали — дорожный мастер Петр Ильич Калинин, машинист электровоза Арсений Титович Смоляк и бригадир ди станции пути Бронислав Иванович Рамза — за исключительное бесстрашие при выполнении заданий были удостоены этой боевой награды. От имени Президиума Верховного Совета СССР им тогда вру чил награды представитель Военного совета Карельского фронта. Что можно сказать об этих людях в двух словах, об их довоен ной жизни? Рано познали вкус собственного хлеба, достойно прошли на заполярной магистрали школу первых пятилеток, были застрельщиками добрых дел... Словом, биографии похожие, по ступки — тоже. А машинист электровоза С. Я. Кирюшкин в том же году был награжден орденом Красной Звезды. Раненный в рейсе во время воздушного налета вражеских самолетов в бок и в руку, он вме сте с помощником К. Т. Суриновым довел свой поезд с людьми и военным грузом до пункта назначения. Настоящим подвигом в дни войны стал труд слесаря из Кан далакшского локомотивного депо Василия Андреевича Коротких, который, обладая каким-то особым чутьем к тонкому и опасному 93
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz