Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

были отпущены дополнительные средства, увеличены продоволь­ ственные пайки.) Чтобы ускорить разгрузку транспортов, путейцы разобрали вспо­ могательные станционные пути и добытые таким образом рельсы и шпалы использовали для прокладки новых путей к причалам. Это позволило производить перевалку грузов из трюмов парохо­ дов прямо в вагоны, что дало большой выигрыш во времени, ко­ торое нещадно торопило и жестоко спрашивало за малейшее про­ медление, когда дело касалось переброски боевой техники и дру­ гих военных грузов. Войну день за днем описать невозможно. Да если даже оста­ навливаться на наиболее ярких эпизодах, связанных с трудовыми подвигами на железной дороге, и то... Ведь когда вникаешь в суть документов тех лет или слушаешь рассказы очевидцев, зримо вы­ рисовывается образ человека в железнодорожной форме, от кото­ рого каждый день войны требовал подвига. В Заполярье — осо­ бенно. Возьмите здешнюю зиму. Если для кого-то она могла быть союзником, то для транспортников она и в мирное-то время — ис­ пытание. А чего стоил полярный летний день в войну!.. И когда сегодня на груди железнодорожника того поколения видишь ме­ даль «За отвагу», проникаешься к нему и к его товарищам по трудной службе огромным уважением, сознавая, что они не только самоотверженно трудились для фронта, они ради победы, ради нашей с вами жизни рисковали каждый день и каждый час собствен­ ной. Удивительно ли, что в марте 194,2года трое железнодорожников Кировской магистрали — дорожный мастер Петр Ильич Калинин, машинист электровоза Арсений Титович Смоляк и бригадир ди­ станции пути Бронислав Иванович Рамза — за исключительное бесстрашие при выполнении заданий были удостоены этой боевой награды. От имени Президиума Верховного Совета СССР им тогда вру­ чил награды представитель Военного совета Карельского фронта. Что можно сказать об этих людях в двух словах, об их довоен­ ной жизни? Рано познали вкус собственного хлеба, достойно прошли на заполярной магистрали школу первых пятилеток, были застрельщиками добрых дел... Словом, биографии похожие, по­ ступки — тоже. А машинист электровоза С. Я. Кирюшкин в том же году был награжден орденом Красной Звезды. Раненный в рейсе во время воздушного налета вражеских самолетов в бок и в руку, он вме­ сте с помощником К. Т. Суриновым довел свой поезд с людьми и военным грузом до пункта назначения. Настоящим подвигом в дни войны стал труд слесаря из Кан­ далакшского локомотивного депо Василия Андреевича Коротких, который, обладая каким-то особым чутьем к тонкому и опасному 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz