Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.
Для быстрого восстановления их было создано специальное управ ление строительно-восстановительных работ. Возглавил его заме ститель начальника дороги Д. Н. Кузнецов, главным исполните лем стал начальник восстановительного поезда Голубев. ...12 декабря 19411 года железнодорожники северного участка дороги получили ответственное и сверхсекретное задание... На следующий день в 17 часов от перрона Мурманского вокза ла отошел специальный поезд особого назначения. Вели поезд проверенные, опытные машинисты, среди которых был и Георгий Васильевич Шмалев, работавший с начала войны в Кандалакшском депо. Вот что он вспоминал по тому случаю много лет спустя: «Тот поезд я взял тогда в Имандре и вел его до Кандалакши. Салон-ва гон для англичан был бронированный и шел в середине состава. За ним — международный вагон с советскими дипломатами. В го лове состава, сразу за электровозом, были два вагона с охраной, а в хвосте — две товарные платформы с зенитками. Передо мной, на некотором расстоянии, двигался еще электровоз, который дол жен был проверить, цел ли путь, и в случае чего принять удар на себя...» В то тяжелое для железнодорожников Заполярья время всякая работа, любое задание были важными, необходимыми фронту. Но были задания и чрезвычайной важности, очевидно имевшие огромное значение для всей страны. И как не понять гордости на ших железнодорожников, которые были причастны к тем событи ям и заданиям, понимая всю важность их выполнения и опасность, сопряженную с ним. Тот визит англичан во главе с министром иностранных дел Ве ликобритании лордом А. Иденом, о котором рассказывал Шмалев, не прошел бесследно. По-видимому, и он способствовал тому, что с 1942 года наша страна стала получать от союзников стратеги ческое сырье и материалы, боевую технику и другие военные грузы. Первый караван с такими грузами прибыл в Мурманск 11 ян варя 1942 года. Железнодорожникам Мурманска вместе с порто виками надо было в сжатые до предела сроки переработать и от править около 30 тысяч тонн грузов, содержавшихся в трюмах транспортов. Задача была не из легких, тем более что людям при ходилось работать не только под фашистскими бомбами, но и впроголодь. (Кстати, в связи с последним обстоятельством мно гие старожилы Мурманска вспоминают сегодня добрым словом тогдашнего начальника Главсевморпути И. Д. Папанина, назна ченного в октябре 1941 года уполномоченным Государственного Комитета Обороны (ГКО) по перевозке военных грузов в Запо лярье: он во многом способствовал тому, что железнодорожникам 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz