Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.
контролировать важнейшие направления: Мурманск—Сорокская; Обозерская—Вологда—Москва; Сорокская—Сегежа; Масель- ская—Кочкома—Кестеньга. К тому времени на северном фланге огромного советско-герман ского фронта наметились три основных направления наступления вражеских войск: Мурманское, Кандалакшское и Кестеньгское. Фашисты, прежде всего, рассчитывали захватить Мурманск и вы вести из строя Кировскую железную дорогу. По-видимому, памя туя об опыте интервентов, немецко-фашистское командование счи тало, что, завладев дорогой, оно завладеет и Кольским полуостро вом. (Этим планам не суждено было сбыться: с самого начала боевых действий в Заполярье железная дорога находилась под контролем Красной Армии.) С первых же дней войны железнодорожники Мурманского и Кандалакшского отделений дороги трудились по-боевому. (В 1942 году эти отделения были преобразованы в военно эксплуатационные: работники, связанные с движением поездов, были переведены на казарменное положение и подчинялись воин ской дисциплине.) Несмотря на близость к фронту, на налеты вражеской авиации, за все годы войны ни на один день не преры валось движение на электрифицированных линиях от Мурманска до Кандалакши. Поистине героическим был труд работников Мурманского от деления Кировской железной дороги. Это благодаря им органи зованно прошла эвакуация гражданского населения и оборудова ния, это они вели ремонт выходившей из строя техники, быстро ликвидировали последствия вражеских авианалетов... С помощью артиллеристов Северного флота мурманские железнодорожники оборудовали бронепоезд и две артбатареи на платформах, кото рые были использованы для охраны железной дороги. Особенно большая нагрузка легла на Мурманский железнодо рожный узел. Только за 1942 год его коллектив обработал 10 664 поезда, отправил в глубь страны 108 тысяч вагонов. Была прове дена реконструкция путей на станции Мурманск. На территории узла и торгового порта были выполнены большие восстановитель ные и строительные работы •. В те дни для оперативного управления на линии Сорокская— Мурманск впервые была применена радиосвязь. Это дало возмож ность своевременно осуществлять руководство восстановлением разрушенных участков дороги и обеспечить бесперебойное дви жение поездов. Да, от налетов вражеской авиации особенно страдали пути. 1 Мурманская область в годы Великой Отечественной войны. 1941—1945: Сб. документов и материалов. Мурманск: Кн. изд-во, 1978, с. 14, 15. 91
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz