Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

контролировать важнейшие направления: Мурманск—Сорокская; Обозерская—Вологда—Москва; Сорокская—Сегежа; Масель- ская—Кочкома—Кестеньга. К тому времени на северном фланге огромного советско-герман­ ского фронта наметились три основных направления наступления вражеских войск: Мурманское, Кандалакшское и Кестеньгское. Фашисты, прежде всего, рассчитывали захватить Мурманск и вы­ вести из строя Кировскую железную дорогу. По-видимому, памя­ туя об опыте интервентов, немецко-фашистское командование счи­ тало, что, завладев дорогой, оно завладеет и Кольским полуостро­ вом. (Этим планам не суждено было сбыться: с самого начала боевых действий в Заполярье железная дорога находилась под контролем Красной Армии.) С первых же дней войны железнодорожники Мурманского и Кандалакшского отделений дороги трудились по-боевому. (В 1942 году эти отделения были преобразованы в военно­ эксплуатационные: работники, связанные с движением поездов, были переведены на казарменное положение и подчинялись воин­ ской дисциплине.) Несмотря на близость к фронту, на налеты вражеской авиации, за все годы войны ни на один день не преры­ валось движение на электрифицированных линиях от Мурманска до Кандалакши. Поистине героическим был труд работников Мурманского от­ деления Кировской железной дороги. Это благодаря им органи­ зованно прошла эвакуация гражданского населения и оборудова­ ния, это они вели ремонт выходившей из строя техники, быстро ликвидировали последствия вражеских авианалетов... С помощью артиллеристов Северного флота мурманские железнодорожники оборудовали бронепоезд и две артбатареи на платформах, кото­ рые были использованы для охраны железной дороги. Особенно большая нагрузка легла на Мурманский железнодо­ рожный узел. Только за 1942 год его коллектив обработал 10 664 поезда, отправил в глубь страны 108 тысяч вагонов. Была прове­ дена реконструкция путей на станции Мурманск. На территории узла и торгового порта были выполнены большие восстановитель­ ные и строительные работы •. В те дни для оперативного управления на линии Сорокская— Мурманск впервые была применена радиосвязь. Это дало возмож­ ность своевременно осуществлять руководство восстановлением разрушенных участков дороги и обеспечить бесперебойное дви­ жение поездов. Да, от налетов вражеской авиации особенно страдали пути. 1 Мурманская область в годы Великой Отечественной войны. 1941—1945: Сб. документов и материалов. Мурманск: Кн. изд-во, 1978, с. 14, 15. 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz