Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

Настроение у всех было приподнятое: показания приборов коле­ бались в пределах нормы. О том, что началась война, члены комиссии узнали на полпути в Ковдор, на станции Гирвасозеро, когда начальник станции вру­ чил первому секретарю Кандалакшского горкома ВКП(б) Г. В. Елисееву, находившемуся в поезде в числе гостей, телефоно­ грамму первого секретаря Мурманского обкома партии М. И. Ста­ ростина. На станции состоялся митинг. Все говорили о готовности встать на защиту Родины. Первыми из гражданского населения Мурманской области ощу­ тили дыхание войны железнодорожники. Прежде всего по изме­ нившемуся характеру распоряжений и приказов. И восприняли это как непреложное условие дальнейшей жизни. Они с еще большей ответственностью, но без суеты и спешки принялись приводить в порядок железнодорожное хозяйство, и в первую очередь по­ движной состав, понимая, что предстоят большие перевозки и транспорт должен работать как часы... В первые месяцы войны обстановка на фронте потребовала внести существенные коррективы в работу Кировской железной дороги — единственной магистрали, обеспечивавшей всем необхо­ димым Ленинградский и Карельский фронты, но действовавшей с перерывами. С перерывами потому, что к осени 1941 года такие важнейшие и распорядительные станции, как Мга.Лодейное Поле, Свирь, Петрозаводск и Масельская, оказались в руках немецко- фашистских оккупантов. И хотя за каждую станцию, каждый населенный пункт в по­ лосе железной дороги части Красной Армии и истребительные от­ ряды и батальоны железнодорожников вели ожесточенные бои, приходилось отступать перед превосходившими силами противника. Когда был оставлен Петрозаводск, управление Кировской же­ лезной дороги оттуда перебазировалось в район Беломорска, на станцию Сорокская, где был образован центр руководства движе­ нием. (Вскоре и станция Сорокская (или Сорока) получила на­ звание Беломорск.) Спешно достраивалась начатая накануне войны линия Сорок­ ская—Обозерская, что должно было обеспечить связь дороги с центром (с захватом Петрозаводска дорога потеряла эту связь). Строители прилагали героические усилия, чтобы быстрее сдать участок до станции Обозерская Северной железной дороги, потому что эта ветка должна была обеспечить вывоз грузов из Мурманска и снабжение всем необходимым Северного флота и Карельского фронта. Протяженность линии — 350 километров. Она была построена за короткий срок и вскоре вошла в строй действующих. Таким образом, центр руководства движением стал 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz