Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

оборудовать телефонные линии специально для диспетчерской связи, то есть модернизация участка дороги шла в комплексе. Так, в Апатитах был смонтирован специальный коммутатор, с помощью которого стала устойчивой связь между Мурманском, Хибинами и Кандалакшей... И вот памятный для железнодорожников Кандалакши день — 7 ноября 1935 года. Впрочем, не только для железнодорожников и не только Кандалакши. Но Кандалакша стала тогда местом со­ бытия огромной значимости, а ее железнодорожники — его участни­ ками. Для них был двойной праздник. Сразу после демонстрации, празднично одетые, они стали под­ ходить группами на станцию, где на главном пути, готовый к отправлению, стоял состав, в голове которого красовался голубой электровоз серии BJ1 (Владимир Ленин) — 19-40. Очевидцы рассказывали: людям не верилось, что такая спокой­ ная машина сейчас потащит за собой огромный тяжеловесный состав. Но вот после напутственных речей и пожеланий была подана команда к отправлению. Поднялся пантограф — и сразу мощно заработали моторы. Электровоз, казалось, задрожал от нетерпения. Окрестности огласило торжественное гудение сифона. Под всеобщее ликование машинист Александр Дмитриевич Ку- лигин тронул с места и повел первый состав на север. Поезд быстро набирал скорость. Еще бы — с каждой секундой получалось ускорение 10 километров в час. (Сейчас электровоз ВЛ 19-40 установлен на вечную стоянку у входа в Кандалакшское локомотивное депо как первенец запо­ лярного электровозного движения и как памятник советской техни­ ке первых пятилеток.) На станцию Оленья впервые электровоз пришел 2 ноября 1938 года: завершилась электрификация пути второй очереди. Бла­ годаря этому скорость движения поездов на северном участке до­ роги возросла на 40—50 процентов, в 2 раза увеличился их вес. И это несмотря на подъемы, которыми так изобилует этот участок. Машинисты Гущевский и Кулигин первыми в Заполярье стали во­ дить составы весом 2000 тонн, кстати, положив начало регулярным рейсам электропоездов. И все же процент паровозной тяги еще преобладал на линии. (Потребуется еще 20 лет, пока последний паровоз уйдет с линии Мурманского отделения железной дороги.) При строительстве второй очереди всех увлекали за собой мон­ тажники тяговой подстанции Имандра. Встав в честь 21-й годов­ щины Великого Октября на предпусковую трудовую вахту, элект­ ромонтеры Миронихин, Бузин, Леванский и другие ежедневно перевыполняли производственную норму при высоком качестве 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz