Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.
К моменту открытия движения до месторождения апатитов станция Вудъявр (Хибиногорск) и станция Апатиты, выросшая на месте бывшего разъезда Белая, получили должное развитие. Так назвали и участок первой очереди электрификации дороги: Канда лакша—Апатиты—Хибиногорск. Несмотря на то, что забота об электрификации дороги встала в нелегкое время налаживания и совершенствования дорожного хозяйства в целом, первому уделялось огромное внимание. Так, в конце 1933 года совместным постановлением политотдел дороги и бюро Мурманского окружкома ВЛКСМ определили широкое участие в строительстве молодежи округа. Началось массовое дви жение за электрификацию дороги. Со всех концов страны на строй ку прибывали люди, в основном молодежь. Строили Нивскую ГЭС, тяговые подстанции, устанавливали опоры... Дел было непочатый край. И в основном — тяжелых. Все зем ляные работы велись вручную, на болотистых и каменистых грун тах. Использовалось все то, что и при строительстве дороги: кирка, лом, тачка, лопата, ручной насос для откачки воды — таковы были основные орудия производства того времени. Новым было лишь то, что проектирование и саму электрификацию осуществляли совет ские специалисты и на своем оборудовании. Еще отношение к делу было другое, чем прежде, — сознатель ное. Хотя проектирование контактной сети, тяговых подстанций, электровозного депо для советских инженеров было внове, прихо дилось заниматься впервые, проект электрификации первой очере ди дороги был подготовлен в небывало короткий срок. Вслед за этим в Кандалакше был создан строительно монтаж ный участок. Детали контактной сети, оборудование тягоьых под станций, целые энергоблоки изготовлялись в мастерских-времян ках. При этом шла постоянно настоящая борьба за экономию цветных металлов. Трудовой энтузиазм людей был так велик, что ровно за год было установлено около трех тысяч деревянных опор и в марте 1934 года был начат монтаж контактной сети. А когда обнаружи лось отставание от графика — работа была слишком необычной,— рабочие и специалисты приняли решение в сентябре—октябре ра ботать по 13 часов в сутки без выходных дней... И вошли в график! При выполнении строительно-монтажных работ особенно отли чились М. С. Филимонов, Б. В. Лойцкер, Ф. Мосолов, С. Лучинин, Гузенко и многие другие, чьи имена не сохранило время. К ноябрю были построены и смонтированы 4 тяговые подстан ции: в Кандалакше, Зашейке, Охта-Канде (Питкуль) и Апатитах. Кроме того, в Апатитах была закончена база ремонтных цехов, а в Кандалакше — крупнейшее на сети дорог электровозное депо. Одновременно с электрификацией путей специалисты начали 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz