Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

Время выдвигало новые, более сложные задачи и перед желез­ нодорожниками «Мурманки». В июне 1931 года состоялся Пленум Ц КВКЩ б ), давший оцен­ ку деятельности железных дорог страны и определивший техниче­ скую реконструкцию железнодорожного дела (перевод подвижного состава на автосцепку, выпуск грузовых вагонов повышенной гру­ зоподъемности (до 60 тонн), оснащение наиболее грузонапряжен­ ных участков дорог автоблокировкой). На Пленуме был рассмотрен вопрос и об увеличении пропуск­ ной способности Мурманской железной дороги 1. Вслед за этим вышло постановление, определившее «Мурман- ке» жесткие сроки (2 месяца) для предложений, направленных на резкое повышение грузооборота дороги в связи с разработкой апатитов. (Предполагалось с учетом перевозки апатита довести в 1932 году грузооборот дороги до 18 миллионов тонн .)2 Было от чего задуматься железнодорожным специалистам. Авторитетная комиссия, в составе которой были ученые и спе­ циалисты НК.ПС , предложила 3 возможных варианта. Во-первых, смягчение руководящего уклона. Это был самый бесперспективный вариант. Кроме огромных затрат, он повлек бы закрытие отдель­ ных участков дороги, а это — явный перерыв в движении. Во-вторых, предлагалось провести вторые пути от станции Званка до Мурманска. Это практически значило построить вто­ рую дорогу протяженностью 1331 километр, что потребовало бы только одного металла 140 тысяч тонн. Такое по тем временам было невозможно. И, наконец, третий вариант предполагал электрификацию до­ роги. И в первую очередь — участка Кандалакша—Мурманск про­ тяженностью 272 километра... Шел поиск не только кардинального решения, способного рез­ ко повлиять на эффективность работы дороги, но и внутренних резервов больших и малых коллективов железнодорожников. В августе ВЦСПС и ЦК профсоюза железнодорожников объявили Всесоюзный конкурс паровозных спаренных бригад. Все­ го на Мурманской дороге было выявлено 8 образцовых паровозов. За каждым паровозом были закреплены две спаренные брига­ ды. Они несли полную ответственность за техническое состояние паровоза. На помощь рабочим пришли их жены. Они помогали наво­ дить чистоту в депо и на паровозе, организовывали сбор тряпья (обтирочного материала), контролировали порядок и содержание 1 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1929—1932). М.: Политиздат, 1984, т. 5, с. 295. 2 Т а м ж е, с. 304. 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz