Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

Количество грузов, только создаваемых «Желлесом» и «Желры- бой», возросло в 5 раз. За тот же период времени поток экспортно­ импортных грузов, идущих через Мурманск, увеличился в 2,5 раза. Резко возрос грузооборот отдельных станций: Медвежьей Горы — в 1,5 раза, Сегежи — в 5,7 раза, Кандалакши — в 2,8 раза, Мурманска — в 2,4 раза. Благодаря достигнутому к тому времени экономическому состо­ янию Мурманская железная дорога играла большую роль в раз­ витии городов и поселков, расположенных вдоль железнодорожной линии. Например, когда в 1928 году началось строительство Гор­ ной станции Академии наук СССР, средства на это дело — 6 тысяч рублей — выделил колонизационный отдел дороги. Или другой факт. По инициативе железной дороги был приоб­ ретен мотобот, и в Чупинском заливе для населения этих мест было организовано товарно-пассажирское движение. Это внимание и за ­ бота хорошо воспринимались на местах, приносили свои плоды. Но дороге не под силу стало быть центром колонизации. Воз­ раставший с каждым годом поток грузов и пассажиров не позволял, как прежде, вплотную заниматься размещением переселенцев. (По этой причине в 1930 году функции по колонизации были переданы Наркомзему, а колонизационный отдел Мурманской же­ лезной дороги 12 мая был ликвидирован.) Но дело свое Мурманская железная дорога сделала: она вы­ звала к жизни целый огромный край. И справедливо, что в истории она так и осталась колонизационной пионерской дорогой. (В том же году постановлением правительства был ликвиди­ рован транспортно-промышленно-колонизационный комбинат1.) Х р о н и к а 11 сентября 1929 года по постановлению Совета Труда и Обороны Мурманская желез­ ная дорога приступила к строительству желез­ нодорожной ветки к Хибинскому месторож­ дению апатитов. В октябре 1929 года на холме у речки Ло­ парки заложен Апатитовый городок2. Это событие, как и другие крупнейшие события и стройки на Кольском Севере 30-х годов, было связано с именем С. М. Кирова, который во все вникал сам. 1 января 1930 года он впервые посетил место хибинских разработок. 1 Карело-Мурманский край, 1930, № 11—12, с. 3. 2 Хибинские апатиты: Сб. Комитета по химизации народного хозяйства СССР при СНК СССР /П од ред. акад. А. Е. Ферсмана. Л., 1930, с. 285, 286, 289. 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz