Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.
В 1926 году во временное ведение железной дороге были пере даны водопровод и электростанция в Мурманске. Считалось, в част ности, что специалисты-железнодорожники были более квалифици рованными при эксплуатации водопровода. А дорога была главным потребителем воды: только один паровоз тратил ее на 40—50 ки лометров пути в среднем 15 кубических метров. 1927 год... Приближалась десятая годовщина Великого Октября. Коллектив Мурманской железной дороги встречал это знамена тельное событие в жизни страны поистине ударным трудом, про должая интенсивно наращивать темпы перевозок. Так, на станции Мурманск за два года была увеличена вдвое оборачиваемость ва гонов. На 90 процентов дорога увеличила количество местных грузов, то есть грузов, которые она организовывала сама. К тому времени уже в полную мощь работали такие подразде ления дороги, как «Желрыба» и «Желсиликат», приступивший в 1925 году к разработке камня в Карелии. Кроме того, его четыре кирпичных завода, в том числе и Шонгуйский, давали в год четыре миллиона штук кирпичей. Доходы дороги за 1926—1927 годы составили 25—27 миллионов рублей. Для сравнения скажем: в 1922 году доход составил 4,8 мил лиона рублей. ...В мае 19,2)7 года на пригорке, на улице Коминтерна, стала быстро расти гора кирпичей. О том, что строится, знали немногие: железная дорога к юбилею Советской власти готовила мурманча нам подарок —универсальный магазин. Это должно было быть первое каменное здание в Мурманске. Строили его быстро. Еже дневно на стройке работали 60—70 человек. Спустя четыре месяца здание было готово. Трехэтажное, оно выделялось на фоне бараков и редких двухэтажек. А огромные часы с подсвеченным цифербла том на его фронтоне придавали новому зданию вид внушительный и для Мурманска неповторимый. В октябре 1927 года, в канун десятой годовщины Великой Ок тябрьской социалистической революции, магазин транспортно-по требительского общества (ТПО) был в торжественной обстановке открыт. (С тех пор мурманчане и знают его как магазин тэпэо.) В 1928 году исполнилось 5 лет с начала колонизации дороги. Пришло время подводить итоги. Они радовали железнодорожников. Тем более, что слишком больших усилий и напряжения стоили раз витие и достройка дороги. Радовали и обязывали пересмотреть свои возможности в связи с тем, что в 1929 году намечалось на чать разработку апатитов в Хибинах. Не за горами была коллек тивизация, и партия прозорливо намечала большие мероприятия по производству удобрений. Сможет ли «Мурманка» справиться с предстоящими перевозка- 66
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz