Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

В 1926 году во временное ведение железной дороге были пере­ даны водопровод и электростанция в Мурманске. Считалось, в част­ ности, что специалисты-железнодорожники были более квалифици­ рованными при эксплуатации водопровода. А дорога была главным потребителем воды: только один паровоз тратил ее на 40—50 ки­ лометров пути в среднем 15 кубических метров. 1927 год... Приближалась десятая годовщина Великого Октября. Коллектив Мурманской железной дороги встречал это знамена­ тельное событие в жизни страны поистине ударным трудом, про­ должая интенсивно наращивать темпы перевозок. Так, на станции Мурманск за два года была увеличена вдвое оборачиваемость ва­ гонов. На 90 процентов дорога увеличила количество местных грузов, то есть грузов, которые она организовывала сама. К тому времени уже в полную мощь работали такие подразде­ ления дороги, как «Желрыба» и «Желсиликат», приступивший в 1925 году к разработке камня в Карелии. Кроме того, его четыре кирпичных завода, в том числе и Шонгуйский, давали в год четыре миллиона штук кирпичей. Доходы дороги за 1926—1927 годы составили 25—27 миллионов рублей. Для сравнения скажем: в 1922 году доход составил 4,8 мил­ лиона рублей. ...В мае 19,2)7 года на пригорке, на улице Коминтерна, стала быстро расти гора кирпичей. О том, что строится, знали немногие: железная дорога к юбилею Советской власти готовила мурманча­ нам подарок —универсальный магазин. Это должно было быть первое каменное здание в Мурманске. Строили его быстро. Еже­ дневно на стройке работали 60—70 человек. Спустя четыре месяца здание было готово. Трехэтажное, оно выделялось на фоне бараков и редких двухэтажек. А огромные часы с подсвеченным цифербла­ том на его фронтоне придавали новому зданию вид внушительный и для Мурманска неповторимый. В октябре 1927 года, в канун десятой годовщины Великой Ок­ тябрьской социалистической революции, магазин транспортно-по­ требительского общества (ТПО) был в торжественной обстановке открыт. (С тех пор мурманчане и знают его как магазин тэпэо.) В 1928 году исполнилось 5 лет с начала колонизации дороги. Пришло время подводить итоги. Они радовали железнодорожников. Тем более, что слишком больших усилий и напряжения стоили раз­ витие и достройка дороги. Радовали и обязывали пересмотреть свои возможности в связи с тем, что в 1929 году намечалось на­ чать разработку апатитов в Хибинах. Не за горами была коллек­ тивизация, и партия прозорливо намечала большие мероприятия по производству удобрений. Сможет ли «Мурманка» справиться с предстоящими перевозка- 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz