Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

шем не раз подтверждалась примерами их мужества, стойкости и геройства. Так было и в годы первых пятилеток, и в лихие годы Великой Отечественной войны... 1925 год был самым памятным из восстановительных лет для северного района Мурманской железной дороги. Летом с небыва­ лым размахом развернулись достроечные работы, направленные в основном на ремонт верхнего строения пути. Кроме того... Как известно, невозможно увеличивать грузооборот без разви­ тия внутренних безрельсовых путей сообщения. Поэтому правле­ ние дороги, кровно заинтересованное в развитии безрельсовых дорог, в 1925 году начинает большие проектные работы по строи­ тельству таких дорог, взяв на себя всю организацию и финанси­ рование. Дело было начато нелегкое. К 1925 году Мурманская губерния не имела ни одной версты каких-либо постоянных проезжих гужевых дорог между населен­ ными пунктами. Причем это была единственная губерния в СССР, где не было ни одной гужевой версты, хотя население губернии к тому времени уже насчитывало 17 208 человек1. Дорога определила примерную протяженность гужевых дорог на Кольском полуострове в 2000 верст! Заботясь о главном, руководство дороги не ослабляло внима­ ния к развитию и совершенствованию вспомогательных произ­ водств. Благодаря этому 14 мая 1925 года «Желлес» открыл в Мурманске бондарносборочную мастерскую. Находилась она между заливом, и железнодорожными путями. Это было очень удобно для погрузки готовых бочек и клепки. Клепка для бочек поступала с Медвежьегорского лесопильного завода. Это обстоя­ тельство свидетельствовало о прогрессивной форме разделения труда. К концу года бондарная мастерская в Мурманске давала 1000 бочек в сутки. Это позволило ей не только обеспечить стопро­ центную потребность «Желрыбы», но и заключить несколько очень выгодных договоров с другими рыбозаготовительными организа­ циями. К осени намеченные путевые работы по достройке дороги были закончены. Во второй половине сентября на заседании транспорт­ ной комиссии производственной секции Ленинградского горсовета начальник дороги докладывал, что Мурманская железная дорога окончательно доведена до типа эксплуатационной транспортной ма­ гистрали. А 20 октября 1925 года в 18 часов открылось движение тяжелых поездов до Мурманска. 1 Вестник Карело-Мурманского края, 1925, № 10, с. 5. 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz