Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.
шем не раз подтверждалась примерами их мужества, стойкости и геройства. Так было и в годы первых пятилеток, и в лихие годы Великой Отечественной войны... 1925 год был самым памятным из восстановительных лет для северного района Мурманской железной дороги. Летом с небыва лым размахом развернулись достроечные работы, направленные в основном на ремонт верхнего строения пути. Кроме того... Как известно, невозможно увеличивать грузооборот без разви тия внутренних безрельсовых путей сообщения. Поэтому правле ние дороги, кровно заинтересованное в развитии безрельсовых дорог, в 1925 году начинает большие проектные работы по строи тельству таких дорог, взяв на себя всю организацию и финанси рование. Дело было начато нелегкое. К 1925 году Мурманская губерния не имела ни одной версты каких-либо постоянных проезжих гужевых дорог между населен ными пунктами. Причем это была единственная губерния в СССР, где не было ни одной гужевой версты, хотя население губернии к тому времени уже насчитывало 17 208 человек1. Дорога определила примерную протяженность гужевых дорог на Кольском полуострове в 2000 верст! Заботясь о главном, руководство дороги не ослабляло внима ния к развитию и совершенствованию вспомогательных произ водств. Благодаря этому 14 мая 1925 года «Желлес» открыл в Мурманске бондарносборочную мастерскую. Находилась она между заливом, и железнодорожными путями. Это было очень удобно для погрузки готовых бочек и клепки. Клепка для бочек поступала с Медвежьегорского лесопильного завода. Это обстоя тельство свидетельствовало о прогрессивной форме разделения труда. К концу года бондарная мастерская в Мурманске давала 1000 бочек в сутки. Это позволило ей не только обеспечить стопро центную потребность «Желрыбы», но и заключить несколько очень выгодных договоров с другими рыбозаготовительными организа циями. К осени намеченные путевые работы по достройке дороги были закончены. Во второй половине сентября на заседании транспорт ной комиссии производственной секции Ленинградского горсовета начальник дороги докладывал, что Мурманская железная дорога окончательно доведена до типа эксплуатационной транспортной ма гистрали. А 20 октября 1925 года в 18 часов открылось движение тяжелых поездов до Мурманска. 1 Вестник Карело-Мурманского края, 1925, № 10, с. 5. 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz