Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

Это стало возможным благодаря огромной всесторонней работе, в том числе и по достройке пути, проделанной за короткое время руководством и коллективом дороги. Самой трудоемкой работой при достройке дороги была, конечно, путейская. Путь, по сути, приходилось строить заново. Меняли рель­ сы и шпалы, полностью обновляли или укладывали балласт. А тех­ ника..,. Об ее уровне говорят вот эти слова из песни тех лет: «...знай, кипит в душе этвага, и могуч в работе я. Эх ты, вага, моя вага, ты дубовая моя!». Работы по достройке Мурманской железной дороги, начатые весной 1923 года, продолжались на протяжении двух лет. В 1923—1924 годах они велись на участке Петрозаводск—Лоухи, а в 1924—1925 годах были продолжены в северной части дороги: Лоухи—Мурманск. Некоторые участки дороги по техническому состоянию, были весьма далеки от нормы: большие уклоны, узкое полотно, обилие кривых. Таким, например, являл.ся участок от Петрозаводска до Кеми., Общий расход на его достройку определялся в: 950 тысяч рублей. Однако и он к 1 октября 1924 года был полностью достро­ ен. Эксплуатационные расходы по этому участку снизились на 800 тысяч рублей, то есть расходы на достройку п'очти полностью оку­ пились. А ведь в сумму 950 тысяч рублей входило и развитие стан­ ции Кемь: здесь строили паровозное депо, мастерскую, водокачку, водонапорную башню. В течение года путейцы проделали огромный объем работы, в том числе заменили 432 тысячи шпал на новые. В результате про­ пускная способность дороги заметно повысилась. Теперь на южном участке (до Кеми) скорость поездов составляла 70 верст в час. К северу она постепенно снижалась до 45, а на подходе к Мурман­ ску —до 35 верст в час. Это был самый неблагополучный участок, и работы по улучшению его состояния продолжались. Многое удавалось за счет энтузиазма железнодорожников. Люди работали с полной отДачей, не жалея для пользы дела ни сил, ни времени. А в короткие часы отдыха сил придавала частуш­ ка, своя, железнодорожная, не лишенная остроты и юмора. Трудовые держим стяги — Веселей, экспресс, лети. Мой миленок служит в тяге, Я работаю в пути... И тут ж е—полная задора и задиристости шутка. Привязалась я к парняге — Симпатичное лицо, Он служил недавно в тяге И стянул мое кольцо. 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz