Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

В ту пору начались переговоры с Англией и Германией об экспорте леса, что заготавливался вдоль Мурманской железной дороги и, по мнению специалистов, представлял интерес для авиа­ ционной промышленности. Стремясь оживить торговлю с развиты­ ми странами Европы, Советское правительство понизило действо­ вавшие ставки таможенного тарифа для Мурманского порта на машины, хлопок, сырье, продовольственные грузы. Такие же това­ ры, как медь, олово, рис, мука, соль, пользовались вовсе беспош­ линным провозом. Значительная скидка была сделана иностран­ цам при продаже сельди (собственный улов сельди к тому периоду уже много лет и даже десятков лет не отвечал спросу внутреннего рынка). Ввоз этой продукции через Мурманск особенно был выго­ ден Норвегии и Финляндии. Подчиненность Мурманского морского порта железной дороге подняла его значение. К концу 1924 года доля, падающая на Мур­ манскую железную дорогу и на Мурманский морской порт в общем обороте внешней торговли СССР, составляла 15 процентов стоимо­ сти всех ввозимых товаров. Это не могло не отразиться на эконо­ мическом состоянии дороги. Достаточно сказать, что если в 1922 го­ ду доход на версту для Мурманской железной дороги составлял 4 тысячи рублей, то в 1924 году — 8—10 тысяч рублей. Экономическое состояние дороги, разумеется, отразилось на достройке ее и дальнейшем развитии — словом, на техническом со­ стоянии. Х р о н и к а В начале мая 1924 года на Мурманской же­ лезной дороге впервые было введено летнее расписание движения поездов, а вместе с ним и три пассажирских поезда на линии Ленин­ град—Мурманск. Скорые поезда № 1 и 2 (одна пара в неделю) отправлялись: из Ленинграда — по субботам в 22 часа; из Мурманска — по четвер­ гам в 1 час 10 минут. Почтовые поезда № 3 и 4 (одна пара в неделю) отправлялись: из Ленинграда — по средам в 22 часа 30 минут; из Мурманска — по воскресеньям в 17 часов 40 минут. Товарно-пассажирские поезда № 31 и 32 (две пары в неделю) отправлялись: из Ленинграда — по средам и субботам в 23 часа 00 минут; из Мурманска — по вторникам и субботам в 18 часов 15 минут. Пробег скорого поезда от Ленинграда до Мурманска сократил­ ся на 15 часов 1. 1 Полярная правда, 1924, 7 июня. 6б

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz