Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

был таков: эти культуры могут свободно вызревать здесь на сено. Причем способны давать в местных условиях очень высокие укосы. Все эти мероприятия не только не отвлекали от главной задачи восстановления и развития Мурманской железной дороги, но еще больше подчеркивали необходимость экстренных мер по ее до­ стройке. Зимняя навигация 1923/24 года показала, насколько тесно со­ прикасаются интересы мурманских портовиков и железнодорожни­ ков, насколько велика польза от их делового сотрудничества. Когда замерзло Балтийское море, в короткий промежуток времени в Мур­ манский порт пришло 10 пароходов. На Севере началась крупней­ шая по тем временам экспортно-импортная кампания. В морском порту и на станции Мурманск шла напряженнейшая работа... Обработка каждого из судов занимала в среднем двое суток. Большую помощь при разгрузке-погрузке судов оказывал губком партии, который в экстренных случаях мобилизовывал на ра­ боты в порту коммунистов города. Во многом успеху зимней кампа­ нии способствовали железнодорожники. Они четко доставляли к причалам подвижной состав, применяя при этом прямой вариант разгрузки или погрузки «трюм—вагон». За период кампании порт принял 430 судов, в том числе 24 иностранных. В Мурманск поступило 3 миллиона пудов экспорт­ ных грузов, которые затем переработала железная дорога. В пото­ ке грузов наиболее значительными были уголь, хлопок, продукты питания (сельдь и рис). Специальная комиссия из представителей 8 наркоматов страны обследовала порт и пришла к выводу, что за счет частичной реор­ ганизации рельсовых путей при том же количестве кранов в порту, но при работе в три смены можно довести разгрузку до 150 ваго­ нов в сутки, что тесное сотрудничество портовиков и железнодо­ рожников позволит перерабатывать за сутки 45 тысяч пудов, а за месяц — 1 миллион 350 тысяч пудов различных грузов. Хроника 21 марта 1924 года президиум Трансплана в качестве временной меры передал Мурман­ ский порт вместе с приписанными к нему пор­ тами Александровским, Кандалакшским, Со- рокским и Кемским в непосредственное веде­ ние правления Мурманской железной дороги Теперь дорога должна была на свои средства и развивать порт, и заботиться о нуждах портовиков... 1 Вестник Мурмана, 1924, № 14, с. Г5. 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz