Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

Получив большие свободные средства, дорога предпринимает ряд мероприятий по научной организации труда. Она приглашает специалистов-социологов для исследования района, прилегающего к Мурманской железной дороге, субсидирует около 30 научных экс­ педиций. По просьбе Российского геологического комитета прав­ ление дороги обеспечивает бесплатный проезд четырем поисковым разведывательным партиям в район колонизации дороги до стан­ ции Кереть и обратно. Более того, администрация дороги разреша­ ет геологам провезти за счет дороги обратно 100 пудов багажа с образцами минералов. В свою очередь ученые-геологи, среди которых были известные В. М. Тимофеев и А. А. Полканов, представили данные о наличии на территории отвода железной дороги запасов слюды, полевого шпата, кварца, имеющих экономическое и промышленное значение. Весной—летом 1923 года правление дороги на свои средства снаряжает экспедицию академика Ферсмана в Хибинские горы. Дорога выделяет для экспедиции 4 вагона с правом бесплатного провоза багажом образцов. Как известно, экспедиция оказалась на редкость удачной — в горах были обнаружены залежи апатитов. На месторождениях были поставлены заявочные столбы на имя Института по изучению Севера и правления Мурманской железной дороги. В конце 1923 года агрономическая служба дороги снарядила на линию в весенний рейс «агрокинопоезд». В составе поезда был са- лон-вагон на 100 мест, проекционный фонарь с диапозитивами о сельском хозяйстве, вагон-выставка образцов семян и инвентаря, имелся набор специальной литературы для распространения по ли­ нии. За месяц поезд прошел расстояние до Мурманска. Он делал остановки на больших станциях. За время рейса работники поезда прочитали 44 лекции и провели 17 киносеансов, на которых присут­ ствовало 2456 посетителей *. С началом практической работы по колонизации Карело-Мур- манского края весной 1924 года на станции Хибины был организо­ ван постоянный опытный сельскохозяйственный пункт, а в Коле, на самом берегу Кольского залива, было открыто его отделение — са­ мое северное в мире опытное сельскохозяйственное заведение. Учредила его Мурманская железная дорога. Хибинский сельскохозяйственный пункт имел огромное практи­ ческое и научное значение для развития земледелия в Заполярье. За два года в нем были исследованы на созревание за Полярным кругом 616 видов и сортов культурных растений. В те годы на станции Хибины, хорошо защищенной горами от холодных ветров, вызревали рожь, овес, ячмень, яровая пшеница. И вывод ученых 1 Вестник Мурмана, 1923, № 24, С; 20. 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz