Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

Вот как писал о ней А. М. Горький: «...Против вокзала, на при­ горке, обширное здание гостиницы, центральная часть его сложена из разноцветных кусков гранита, а крылья — деревянные, эти крылья и островерхая крыша придали всему корпусу странную лег­ кость» (До 1984 года в этом первом и самом старом из капитальных зданий города размещалось управление Мурманского отделения Октябрьской железной дороги. Сейчас здесь находится узловой партком и ряд служб отделения дороги. Здание является достопри­ мечательностью Мурманска.) В 1924—1926 годах «Желрыба» получила 2,5 миллиона рублей чистой прибыли, перевезла по дороге 750 тысяч пудов продоволь­ ствия. К 1925 году агенты «Желрыбы» вели торгово-обменные опе­ рации в 14 пунктах Мурманского побережья. Позже были образованы еще два подразделения колонизацион­ ного отдела — «Желсиликат» и «Желстрой». «Желстрой» призван был сыграть особо важную роль в разви­ тии железной дороги: прокладка новых железнодорожных веток, строительство мостов, технических сооружений станций, рабочих поселков — все это возлагалось на новое подразделение дороги. В первые же годы существования «Желстроя» в Мурманске было построено 2,5 тысячи квадратных саженей жилых домов, до 8 ты­ сяч квадратных саженей жилых помещений было капитально отре­ монтировано. Это дало возможность высвободить только в Мур­ манске сотни вагонов, занятых под жилье. В образовании и дальнейшей деятельности «Желсиликата» был элемент стихийности. Первоначально предполагалось, что это под­ разделение будет заниматься разработкой природного камня на территории Карелии. Но с первых же шагов «Желсиликат» пере­ строился на производство кирпича, так необходимого для строек дороги. Именно «Желсиликат» построил Шонгуйский и Фадеевский кирпичные заводы, и это было началом создания индустриальной строительной базы железной дороги. Х р о н и к а 27 марта 1923 года в 12 часов в присут­ ствии представителей губкома РКП (б), губис- полкома, всей железнодорожной администра­ ции, представителей других учреждений и ор­ ганизаций в Мурманске был торжественно под звуки «Интернационала» открыт новый железнодорожный вокзал. Он был вновь от­ строен за три с половиной месяца2. 1 Г о р ь к и й М. На краю земли. — Поли. собр. соч., 1970, т. 22, с . '240. 2 Вестник Мурмана, 1923, № 14, с. 13. 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz