Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

третьего года эксплуатации упомянутых лесных массивов дорога добилась резкого повышения качества их использования: «Желлес» полностью использует малоценный северный перестойный лес, создает экономические условия комплексного использования древе­ сины на основе правильного лесоустройства, повышает лесоотпуск­ ную способность. В результате дорога получает до 12 миллионов тонн новых грузов в виде лесных материалов, обеспечивает гаран­ тированный заработок двенадцати тысячам рабочих. Колонизационный отдел дороги основывает на месте лесораз­ работок новые центры, определяющие районы колонизации, созда­ ет основной денежный капитал для колонизационной работы в крае, снабжает ряд железных дорог страны шпалами и лесными материалами, которые на 25—30 процентов дешевле рыночных цен. На рентабельной работе лесопильных заводов, принадлежав­ ших дороге, благоприятно сказывалось и то обстоятельство, что все они имели железнодорожные ветки до станций и, таким образом, были связаны с главным путем. К 1925 году общая протяженность таких веток составляла 60 верст, и это было главное условие, обес­ печившее большую экономию — 65 тысяч коне-дней гужевой силы при полном исключении перевалки. Достаточно сказать, что с одной десятины лесной площади своих массивов дорога получала чистую прибыль в шесть раз большую, чем другие лесозаготовительные предприятия. Особую известность на Севере получило отраслевое отделение колонизационного отдела железной дороги «Желрыба», которое вскоре переросло в акционерное общество. («Желрыба» была орга­ низована 1 июня 1923 года.) Назначенный руководителем «Желрыбы» Н. Д. Курасов едет в Архангельск и на средства общества покупает два траулера — «Кереть» и «Кемь», арендует парусное судно «Дмитрий» и мотор- но-парусную шхуну «Шарлотта» для доставки рыбы с промысла. В Мурманске и Кандалакше «Желрыба» создает свои конто­ ры, на средства общества она в Мурманске строит хлебопекарню и открывает универсальный магазин. «Желрыба» ведет торгово­ обменные операции с промысловым населением, в становищах она открывает торгово-обменные пункты для рыбаков, осуществляет строительство гостиницы в Мурманске. В своих операциях «Желрыба» тесно сотрудничает с «Желле- сом». Она обеспечивает лесозаготовителей продуктами питания, снабжает фуражом лошадей, обеспечивает железнодорожников и население линейных станций рыбой, вывозит ее в центральные области страны. За первый сезон траулеры «Кереть» и «Кемь» добыли 75 ты­ сяч пудов рыбы. Деятельность акционерного общества приобрета­ ет еще больший размах. По линии железной дороги направлен спе­ 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz