Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.
третьего года эксплуатации упомянутых лесных массивов дорога добилась резкого повышения качества их использования: «Желлес» полностью использует малоценный северный перестойный лес, создает экономические условия комплексного использования древе сины на основе правильного лесоустройства, повышает лесоотпуск ную способность. В результате дорога получает до 12 миллионов тонн новых грузов в виде лесных материалов, обеспечивает гаран тированный заработок двенадцати тысячам рабочих. Колонизационный отдел дороги основывает на месте лесораз работок новые центры, определяющие районы колонизации, созда ет основной денежный капитал для колонизационной работы в крае, снабжает ряд железных дорог страны шпалами и лесными материалами, которые на 25—30 процентов дешевле рыночных цен. На рентабельной работе лесопильных заводов, принадлежав ших дороге, благоприятно сказывалось и то обстоятельство, что все они имели железнодорожные ветки до станций и, таким образом, были связаны с главным путем. К 1925 году общая протяженность таких веток составляла 60 верст, и это было главное условие, обес печившее большую экономию — 65 тысяч коне-дней гужевой силы при полном исключении перевалки. Достаточно сказать, что с одной десятины лесной площади своих массивов дорога получала чистую прибыль в шесть раз большую, чем другие лесозаготовительные предприятия. Особую известность на Севере получило отраслевое отделение колонизационного отдела железной дороги «Желрыба», которое вскоре переросло в акционерное общество. («Желрыба» была орга низована 1 июня 1923 года.) Назначенный руководителем «Желрыбы» Н. Д. Курасов едет в Архангельск и на средства общества покупает два траулера — «Кереть» и «Кемь», арендует парусное судно «Дмитрий» и мотор- но-парусную шхуну «Шарлотта» для доставки рыбы с промысла. В Мурманске и Кандалакше «Желрыба» создает свои конто ры, на средства общества она в Мурманске строит хлебопекарню и открывает универсальный магазин. «Желрыба» ведет торгово обменные операции с промысловым населением, в становищах она открывает торгово-обменные пункты для рыбаков, осуществляет строительство гостиницы в Мурманске. В своих операциях «Желрыба» тесно сотрудничает с «Желле- сом». Она обеспечивает лесозаготовителей продуктами питания, снабжает фуражом лошадей, обеспечивает железнодорожников и население линейных станций рыбой, вывозит ее в центральные области страны. За первый сезон траулеры «Кереть» и «Кемь» добыли 75 ты сяч пудов рыбы. Деятельность акционерного общества приобрета ет еще больший размах. По линии железной дороги направлен спе 50
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz