Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.
правления дороги А. М. Арнольдов проезжал по линии и интересо вался жизнью железнодорожников, он живо расспрашивал и о том, как прижились коровы на Севере. В Коле он осмотрел молочную ферму при станции, побывал в семье одного железнодорожника, про которого говорили, что ему крупно повезло: незадолго до того полученная им корова принесла приплод. В 1924 году к северу от Медвежьей Горы до самой Колы было заложено 19 новых поселений. Некоторые из них, такие как Лоу- хи, Белая, Зашеек, Чупа, Хибины, превратились в центры местной экономической жизни. Колонизационный отдел Мурманской железной дороги, несвой ственный для железной дороги отдел вообще, призван был найти источник быстрого получения доходов. Мероприятия по извлечению доходов стали осуществлять созданные при отделе структурные подразделения «Желлес», «Желрыба», «Желстрой», «Желсиликат» и другие. «Желлес» осуществлял разработку лесов, строил или арендо вал лесопильные заводы, ведал отправками лесоматериалов на экспорт. Это было самое доходное предприятие. Дороге были выде лены 4 огромных лесных массива. Между собой массивы не грани чили. Они располагались на участке железной дороги между стан циями Медвежья Гора и Мурманск. (Географически это между 63-й и 69-й параллелями северной широты.) Из них более 2 миллио нов гектаров находились за Полярным кругом, в пределах нынеш ней Мурманской области. Уже на третий год работы «Желлес» вносит в колонизационный фонд дороги 1,5 миллиона рублей. Лесопильные заводы общей мощностью в 15 рам работают на прибыль. В течение 1923 года пущены в эксплуатацию Хибинский и Медвежьегорский лесопиль ные заводы, причем Хибинский завод делал пиломатериалы на экспорт, который осуществлялся через Мурманск. Был еще Кольский лесопильный завод мощностью в 3 рамы, построенный в 1913 году и принадлежавший норвежскому поддан ному Бергеру. В 1922 году завод сгорел. Но позже был восстанов лен и находился в ведении портового управления Наркомата путей сообщения. В 1924 году его передали правлению железной дороги. Кроме того, был однорамный лесозавод, построенный во время проведения железной дороги у станции Хибины. Завод имел то пре имущество, что был соединен железнодорожной веткой со станцией. Имелся лесопильный завод, принадлежавший дороге, и на стан ции Чупа. Объем деловой древесины, заготовленной «Желлесом» в 1923—1924 годах, составил 111 тысяч кубометров. В дальнейшем, в течение трех лет, этот показатель оставался неизменным — в со ответствии с плановым развитием лесных разработок. Но к концу 4 В. Х абаров 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz