Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

правления дороги А. М. Арнольдов проезжал по линии и интересо­ вался жизнью железнодорожников, он живо расспрашивал и о том, как прижились коровы на Севере. В Коле он осмотрел молочную ферму при станции, побывал в семье одного железнодорожника, про которого говорили, что ему крупно повезло: незадолго до того полученная им корова принесла приплод. В 1924 году к северу от Медвежьей Горы до самой Колы было заложено 19 новых поселений. Некоторые из них, такие как Лоу- хи, Белая, Зашеек, Чупа, Хибины, превратились в центры местной экономической жизни. Колонизационный отдел Мурманской железной дороги, несвой­ ственный для железной дороги отдел вообще, призван был найти источник быстрого получения доходов. Мероприятия по извлечению доходов стали осуществлять созданные при отделе структурные подразделения «Желлес», «Желрыба», «Желстрой», «Желсиликат» и другие. «Желлес» осуществлял разработку лесов, строил или арендо­ вал лесопильные заводы, ведал отправками лесоматериалов на экспорт. Это было самое доходное предприятие. Дороге были выде­ лены 4 огромных лесных массива. Между собой массивы не грани­ чили. Они располагались на участке железной дороги между стан­ циями Медвежья Гора и Мурманск. (Географически это между 63-й и 69-й параллелями северной широты.) Из них более 2 миллио­ нов гектаров находились за Полярным кругом, в пределах нынеш­ ней Мурманской области. Уже на третий год работы «Желлес» вносит в колонизационный фонд дороги 1,5 миллиона рублей. Лесопильные заводы общей мощностью в 15 рам работают на прибыль. В течение 1923 года пущены в эксплуатацию Хибинский и Медвежьегорский лесопиль­ ные заводы, причем Хибинский завод делал пиломатериалы на экспорт, который осуществлялся через Мурманск. Был еще Кольский лесопильный завод мощностью в 3 рамы, построенный в 1913 году и принадлежавший норвежскому поддан­ ному Бергеру. В 1922 году завод сгорел. Но позже был восстанов­ лен и находился в ведении портового управления Наркомата путей сообщения. В 1924 году его передали правлению железной дороги. Кроме того, был однорамный лесозавод, построенный во время проведения железной дороги у станции Хибины. Завод имел то пре­ имущество, что был соединен железнодорожной веткой со станцией. Имелся лесопильный завод, принадлежавший дороге, и на стан­ ции Чупа. Объем деловой древесины, заготовленной «Желлесом» в 1923—1924 годах, составил 111 тысяч кубометров. В дальнейшем, в течение трех лет, этот показатель оставался неизменным — в со­ ответствии с плановым развитием лесных разработок. Но к концу 4 В. Х абаров 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz