Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

Херсонская, Лифляндская, Ярославская, Енисейская, Тифлисская, из Карельской республики. Реже — из Московской, Калужской, Тамбовской, Гродненской, Гомельской, Черниговской, Уфимской, Одесской, Иркутской губерний Х р о н и к а В первые два года колонизации 20 процен­ тов поселенцев составляли железнодорожники. На площадях, выделенных для расселения колонистов, за 2 го­ да отмежеван 101 земельный участок общей площадью 15 тысяч гектаров. Участки рассчитаны на 1362 семьи, или на 7 тысяч чело­ век. В подготовку переселенческого участка входило: раскорчевка и расчистка площади из-под леса, мелиорация, проведение дорог, устройство товарно-продовольственных складов, снабженческих баз 2. К 1924 году из общего числа переписанных железнодорожников одна треть имела свои огороды. Здесь надо отметить тот важный факт, что это оказало немалое культурное влияние на развитие хозяйства оседлого населения: возле станции Полярный Круг, в по­ морском селении Черная Речка старожилы, увидев картофель на огородах железнодорожников, стали разводить его в своих хозяйствах. Заработки железнодорожников различных служб соответствен­ но имели существенные различия. Самыми высокооплачиваемыми были работники службы тяги (машинисты). Затем шли связисты, работники движения, ремонтных мастерских. На последнем месте стояли путейцы. Тут учитывалось то обстоятельство, что путеец ближе всех был к земле: почти каждый из них имел свой огород, держал домашних животных. Это был ощутимый дополнительный источник средств к существованию. (Работники остальных служб такого «приварка» не имели.) И путейцы «Мурманки», несмотря на неблагоприятные климатические условия, охотно брали земельные наделы для обза­ ведения личным хозяйством. Правление дороги обеспечивало их инвентарем, семенами, скотом. Так, в 1923 году для 3-го района дороги было выделено 56 коров. Хотя до места везли их в зимнее время, все обошлось благополучно. Не забыли и про корма. Прав­ ление закупило сено и выделяло по 23 пуда на корову. Причем снабжение фуражом работников дороги шло на самых льготных условиях — по 12,5 рубля за пуд с большой рассрочкой. Рассказывают, что, когда в феврале 1923 года председатель 1 ГАМО, ф. 621, on. 1, д. 23, л. 1—136. 2 Вестник Карело-Мурманского края, 1926, № 15, с. 2—6. 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz