Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

пудов краски. Быстро и добротно соорудили рельсо-бетонный мост на каменных опорах у 498-й версты. Сменили 2 тысячи мосто­ вых брусьев. Ряд сожженных мостов был восстановлен с исключи­ тельной быстротой. Самоотверженный труд железнодорожников был отмечен госу­ дарственной наградой: постановлением ВЦИК от 4 июня 1923 года 3-й район Мурманской железной дороги был награжден орденом Трудового Красного Знамени РСФСР1. (К 1923 году границы 3-го района Мурманской железной дороги простирались от станции Мурманск до станции Идель.) В июне 1923 года при СевзапЭКОСО была создана постоянная колонизационная комиссия Карело-Мурманского края с участием в ней представителей наркоматов путей сообщения, земледелия, финансов СССР и Карельской трудовой коммуны, которая в даль­ нейшем была преобразована в Карельскую АССР (первым пред­ седателем ВЦИК Карельской республики стал известный револю­ ционер-ленинец А. В. Шотман, сразу же включившийся в работу по колонизации края). Активно сотрудничали в ней также председатель и секретарь Мурманского губернского ЭКОСО И. А. Мурашов и В. К. Алымов, член правления Мурманской железной дороги Г. Ф. Чиркин. Благодаря большой работе, проделанной комиссией за короткое время, уже в начале июля две землеотводные партии подготовили первые земельные участки для переселенцев. В первую очередь их отводили приглашенным на работу и желающим прочно осесть в крае железнодорожникам. Кроме того, им выдавали ссуды, строи­ тельные материалы, за счет дороги вводили в число пайщиков сельскохозяйственных товариществ, которые помогали в приобре­ тении инвентаря для обработки земли. Чтобы обеспечить себя и семью пропитанием, надо было основательно устраиваться. В книге «Зачисления на переселенческих участках 3-го района Мурманской железной дороги», хранящейся в Государственном ар­ хиве Мурманской области, приведены точные данные по колониза­ ции Кольского полуострова. Вот некоторые выдержки из этой кни­ ги: Мурманск— 2 человека, Кола — 15 человек, разъезд Белая (станция Апатиты) — 10 семей, Зашеек — 13 человек, Пинозеро — 14 человек, Пулозеро— 16 человек, Тайбола — 5 человек, Иманд­ р а— 6 человек, Куна — 2 человека, поселок Арнольдовский при станции Кандалакша — 68 человек. В графе «откуда» наиболее часто встречаются переселенцы из таких губерний, как Пензенская, Мурманская (с побережья), Мо­ гилевская, Вологодская, Владимирская, Новгородская, Олонец­ кая, Самарская, Вятская, Ленинградская, Минская, Тверская, 1 Вестник Мурмана, 1923, № 24, с. 20. 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz