Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.
приказ № 1313 о переименовании первой рус ской магистрали — Николаевской железной дороги в Ок тя б рь с к уюв состав которой в 1959 году войдет Кировская (Мурманская) железная дорога. 25 мая 1923 года Совет Труда и Обороны утвердил Положение о колонизации Карело-Мурманского края. Для дороги, как пред приятия, и для переселенцев, приезжавших для работы на Север, был предусмотрен ряд льгот. В соответствии с Положением о ко лонизации дороге были подчинены Мурманский и Кемский морские порты, и с 1 октября 1923 года этот единый транспортно-промыш ленный комбинат начал действовать2. Мурманская железная дорога получила в свое распоряжение 3 миллиона десятин земли вдоль линии железной дороги сроком на 10 лет (по 10 км в глубь территории по обе стороны от линии). Колонизация края могла начаться раньше. Но поначалу освое нию пустующих пространств неожиданно помешала вылазка недо битых белогвардейских элементов с территории Финляндии. Часть железной дороги вновь оказалась в очаге военных действий. Нача лась так называемая «мостовая война». В июне—июле 1921 года были сожжены мосты на 859-й и 940-й верстах, 14 ноября того же года белофинны сожгли 63-саженный мост через реку Онду. За время кулацких вылазок были уничтожены десятки мостов, разрушены станции. Мурманская железная дорога стала главным защитником на селения от вооруженных бандитов: по ней шла переброска войск, военного снаряжения, продовольствия для населения — все зависе ло от энергии рабочих-железнодорожников, четкой работы управ ленческого аппарата, их политической активности и организован ности. На таких станциях, как Мурманск, Кандалакша, Кемь, Мед вежья Гора, Петрозаводск, были созданы ревкомы. В наиболее неблагополучные районы Карелии были посланы части Красной Армии. После этих событий были приняты меры по охране железнодо рожных мостов. Появились военизированные охранные отряды на станциях Кандалакша, Лоухи, Энгозеро, Сегежа, Кемь. На маленьких станциях мосты охраняли сами железнодорож ники... В 1923 году железнодорожные рабочие отремонтировали 70 мостов. На окраску железных мостов употребили 43 тысячи 1 Приказ народного комиссара путей сообщения, № 1313 от 27 февраля 1923 года. 2 Вестник Мурмана, 1924, № 14, с. 15. 46
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz