Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

приказ № 1313 о переименовании первой рус­ ской магистрали — Николаевской железной дороги в Ок тя б рь с к уюв состав которой в 1959 году войдет Кировская (Мурманская) железная дорога. 25 мая 1923 года Совет Труда и Обороны утвердил Положение о колонизации Карело-Мурманского края. Для дороги, как пред­ приятия, и для переселенцев, приезжавших для работы на Север, был предусмотрен ряд льгот. В соответствии с Положением о ко­ лонизации дороге были подчинены Мурманский и Кемский морские порты, и с 1 октября 1923 года этот единый транспортно-промыш­ ленный комбинат начал действовать2. Мурманская железная дорога получила в свое распоряжение 3 миллиона десятин земли вдоль линии железной дороги сроком на 10 лет (по 10 км в глубь территории по обе стороны от линии). Колонизация края могла начаться раньше. Но поначалу освое­ нию пустующих пространств неожиданно помешала вылазка недо­ битых белогвардейских элементов с территории Финляндии. Часть железной дороги вновь оказалась в очаге военных действий. Нача­ лась так называемая «мостовая война». В июне—июле 1921 года были сожжены мосты на 859-й и 940-й верстах, 14 ноября того же года белофинны сожгли 63-саженный мост через реку Онду. За время кулацких вылазок были уничтожены десятки мостов, разрушены станции. Мурманская железная дорога стала главным защитником на­ селения от вооруженных бандитов: по ней шла переброска войск, военного снаряжения, продовольствия для населения — все зависе­ ло от энергии рабочих-железнодорожников, четкой работы управ­ ленческого аппарата, их политической активности и организован­ ности. На таких станциях, как Мурманск, Кандалакша, Кемь, Мед­ вежья Гора, Петрозаводск, были созданы ревкомы. В наиболее неблагополучные районы Карелии были посланы части Красной Армии. После этих событий были приняты меры по охране железнодо­ рожных мостов. Появились военизированные охранные отряды на станциях Кандалакша, Лоухи, Энгозеро, Сегежа, Кемь. На маленьких станциях мосты охраняли сами железнодорож­ ники... В 1923 году железнодорожные рабочие отремонтировали 70 мостов. На окраску железных мостов употребили 43 тысячи 1 Приказ народного комиссара путей сообщения, № 1313 от 27 февраля 1923 года. 2 Вестник Мурмана, 1924, № 14, с. 15. 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz