Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

В сентябре того же года по линии железной дороги был на­ правлен «Вагон-книга». В Мурманск он прибыл как раз к откры­ тию ярмарки. Во время ярмарки эта своеобразная книжная лавка была не менее популярна, чем другие торговые точки. После яр­ марки правление дороги передало книжную лавку губернскому отделу народного образования и участковому комитету профсоюза железнодорожников. На базе этой лавки в январе 1923 года в Мур­ манске был открыт первый книжный магазин. Полуголодный и полузамерзший молодой город Мурманск все же притягивал к себе людей. Притягивал своей необычной судьбой и перспективой развития. Население города было довольно пест­ рым — и в национальном смысле, и в профессиональном. На фоне этой пестроты выделялись железнодорожники, их узнавали по з а ­ масленным фуфайкам. Они же задавали тон в жизни города. На железнодорожников равнялись. Это был передовой отряд город­ ского пролетариата. Большинство железнодорожников и их семей жило в товарных вагонах, в так называемых «красных городках». В 1922 году под жилье в Мурманске было занято 600 вагонов. Вот каким увидел тогда молодой город европейский писатель М. Андерсен-Нексё, добиравшийся на IV конгресс Коминтерна в Москву через Мур­ манск. «...Еще труднее разобраться среди железнодорожных ваго­ нов, — писал он, — их тут несколько сотен и все они обитаемые — целый поселок. Промежутки между ними заполнены навозом, за ­ кутами для свиней, курятниками. Татары, финны, русские, турки, китайцы — все народности представлены в этом импровизирован­ ном городе»'. 0 правлении Мурманской железной дороги. Оно было образо­ вано в августе 1922 года. Председателем правления стал больше­ вик А. М. Арнольдов. Под его руководством члены правления обоб­ щили собранный материал по достройке дороги. На основании это­ го материала и результатов научных экспедиций специалисты Се­ веро-Западного областного экономического совещания составили проект Положения о колонизации Карело-Мурманского к р ая 2. Проблемами освоения Карелии и Кольского Севера занимались такие видные деятели партии и государства, как Ф. Э. Дзержин­ ский, в то время нарком путей сообщения, и Г. М. Кржижанов­ ский— председатель Госплана. Х р о н и к а 27 февраля 1923 года народный комиссар ________ путей сообщения Ф. Э. Дзержинский подписал 1 См.: Ш е й н к е р В. Н. Кольский край в литературе. Мурманск: Кн. изд-во, 1962, с. 295. 2 Положение о колонизации: Собрание узаконений РСФСР, 1923, с. 439 . 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz