Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.
В конце декабря 1922 года в Мурманске произошло событие, которое имело большое значение как для развития экономики края, так и для поднятия морального духа северян. В самый раз гар полярной ночи затемненный и засыпанный снегом город стал устроителем первой торгово-меновой ярмарки, которую организо вала Мурманская железная дорога. Благодаря широкой по тем временам рекламе, которую дало правление дороги, в город приехало много представителей торгую щих организаций из центральных городов страны. Ожидали и ино странцев, для которых были понижены тарифы на некоторые вво зимые и вывозимые товары на 30 процентов. Правление дороги на период ярмарки ввело льготный тариф на проезд пассажиров (50 процентов) и на провоз багажа (25 про центов). Представителям иностранных фирм также были предоставлены льготы на проезд. Кроме того, предусматривался беспошлинный обратный вывоз заграничных товаров, не проданных на ярм арке1. Поскольку главной целью организаторов ярмарки было снаб дить местное население в такое тяжелое время продовольствием и 'мануфактурой, ярмарка носила ярко выраженный меновой харак тер. В обмен на хлеб, крупы, орудия охоты и ловли, одежду и обувь принимались мясо, рыба, шкуры, меховые кустарные из делия, жир. На ярмарку прибыло много саамов-оленеводов из центральной тундры и рыбаков с побережья. И так вышло, что в городе одно временно оказалось до 600 оленей, 250 повозок, несколько десятков рыбацких ёл (лодок). Накануне ярмарки правление дороги пустило в обращение па ру скорых поездов: № 1 и 2 сообщением Петроград—Мурманск. Здесь, вероятно, следует объяснить, что значит «пара». Это, в сущ ности, один поезд, который делает два рейса, например, из Петро града в Мурманск и обратно. Каждый поезд имеет свой номер. По заведенному правилу все поезда, идущие к столице, имеют нечет ный номер (как правило, это число меньше четного). И наоборот, поезда, идущие от столицы, имеют четные номера. Такой порядок существует и поныне. Кроме скорых, в обращении тогда находилась и пара пассажир ских поездов. Расстояние от Петрограда до Мурманска пассажир ский поезд преодолевал за 86 часов, скорый — за 57. В состав ско рого поезда, и это было большим преимуществом, был включен один вагон прямого сообщения до Москвы. В скором поезде име лись вагон-ресторан и газовое освещение (со временем оно было заменено на электрическое). 1 Вестник Мурмана, 1923, № 8, с. 9, 10. 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz