Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

В конце декабря 1922 года в Мурманске произошло событие, которое имело большое значение как для развития экономики края, так и для поднятия морального духа северян. В самый раз­ гар полярной ночи затемненный и засыпанный снегом город стал устроителем первой торгово-меновой ярмарки, которую организо­ вала Мурманская железная дорога. Благодаря широкой по тем временам рекламе, которую дало правление дороги, в город приехало много представителей торгую­ щих организаций из центральных городов страны. Ожидали и ино­ странцев, для которых были понижены тарифы на некоторые вво­ зимые и вывозимые товары на 30 процентов. Правление дороги на период ярмарки ввело льготный тариф на проезд пассажиров (50 процентов) и на провоз багажа (25 про­ центов). Представителям иностранных фирм также были предоставлены льготы на проезд. Кроме того, предусматривался беспошлинный обратный вывоз заграничных товаров, не проданных на ярм арке1. Поскольку главной целью организаторов ярмарки было снаб­ дить местное население в такое тяжелое время продовольствием и 'мануфактурой, ярмарка носила ярко выраженный меновой харак­ тер. В обмен на хлеб, крупы, орудия охоты и ловли, одежду и обувь принимались мясо, рыба, шкуры, меховые кустарные из­ делия, жир. На ярмарку прибыло много саамов-оленеводов из центральной тундры и рыбаков с побережья. И так вышло, что в городе одно­ временно оказалось до 600 оленей, 250 повозок, несколько десятков рыбацких ёл (лодок). Накануне ярмарки правление дороги пустило в обращение па­ ру скорых поездов: № 1 и 2 сообщением Петроград—Мурманск. Здесь, вероятно, следует объяснить, что значит «пара». Это, в сущ­ ности, один поезд, который делает два рейса, например, из Петро­ града в Мурманск и обратно. Каждый поезд имеет свой номер. По заведенному правилу все поезда, идущие к столице, имеют нечет­ ный номер (как правило, это число меньше четного). И наоборот, поезда, идущие от столицы, имеют четные номера. Такой порядок существует и поныне. Кроме скорых, в обращении тогда находилась и пара пассажир­ ских поездов. Расстояние от Петрограда до Мурманска пассажир­ ский поезд преодолевал за 86 часов, скорый — за 57. В состав ско­ рого поезда, и это было большим преимуществом, был включен один вагон прямого сообщения до Москвы. В скором поезде име­ лись вагон-ресторан и газовое освещение (со временем оно было заменено на электрическое). 1 Вестник Мурмана, 1923, № 8, с. 9, 10. 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz