Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

первый губисполком. В его состав вошли: Су­ ханов, Майзелис, Хропов, Анкудинов, Рудзиш, Шитиков, Борисов, Горбачев, Зимин, Филлер, Агеев и Крептюков. На правах полноправного члена Мурманская губерния вошла в состав так называемого Северо-Западного экономического сове­ щания (ЭКОСО) или СевзапЭКОСО, которое объединяло 8 губер­ ний. Оно подчинялось непосредственно ВЦИКу и Совнаркому РСФСР, руководящей роли не играло. Это был совещательный ор­ ган, который направлял и координировал хозяйственное развитие губерний. При ЭКОСО была создана постоянная колонизационная комиссия Карело-Мурманского края, включившаяся сразу же в работу '. В течение лета 1921 года на участке Полярный Круг—Мур­ манск под руководством начальника части обследования дороги П. М. Новоселова работала экспедиция железной дороги в соста­ ве одиннадцати статистиков и четырех инструкторов-специалистов. Экспедиция провела учет железнодорожного населения, изучила возможности указанного района железной дороги для предпола­ гавшейся колонизации2. Тем же летом дорога своими силами предприняла первую по­ пытку хоть как-то привести в порядок дорожное хозяйство. За три летних месяца было распределено по участкам 242 тысячи шпал и 3 тысячи кубических саженей балласта. Были проведены изыска­ ния новой трассы на участке Кереть—Кандалакша (120 верст) и Лопарская—Мурманск (60 верст). За лето удалось сменить толь­ ко 180 тысяч шпал. Положение как в самом Мурманске, так и на многих станциях было тяжелым, если не сказать — отчаянным. Наступала зима, а, в частности, в Мурманске не хватало топлива и продовольствия. Кстати, именно в то время, в ноябре, в Мурманске дотла сгорел железнодорожный вокзал. Особенно бедствовало население города из-за отсутствия топлива. Еще труднее жилось железнодорожникам и их семьям на ма­ леньких станциях и околотках. И все же большинство железнодорожников трудились не щадя себя. Об этом говорит такой факт. В канун Первомая 1922 года паровозному мастеру станции Мурманск Михаилу Иосифовичу Станкевичу «...за действительно ударный труд и в ознаменование 25-летия его трудового стажа» было присвоено звание «Герой Труда» 3. 1 Собрание узаконений РСФСР: Бюллетень 27, 1921, с. 153. 2 Дальний Север, 1921, № 4—5, с. 29. 3 Полярная правда, 1928, 16 февраля. 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz