Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

рублей золотом. Сумма по тем временам была огромная. Где было взять такие деньги молодой Советской Республике, разоренной войной? В довершение ко всему дорога остро нуждалась в люд­ ских ресурсах. По неточным статистическим данным тех лет, в Мур­ манске в 1920 году проживало 2487 человек, а на территории гу­ бернии, по разным сведениям, — от 14 до 18 тысяч человек. Проведенный в то время анализ показывал, что в целом по до­ роге не хватает 47,9 процента специалистов и рабочих. Причем если на участке от станции Званка (ныне Волховстрой) до Петро­ заводска недоставало 34,2 процента работающих, то на участке Лоухи—Мурманск — 74,7 процента. Среди служащих железной до­ роги (их чаще всего называли «агентами») на Мурманском участке был большой процент так называемых «ссыльных». То есть агента, проштрафившегося на какой-то другой железной дороге страны, в наказание направляли на Мурманскую железную дорогу (это было достаточно суровое наказание: в связи с резкой переменой климата многие, не приспособленные к жизни на Севере, заболева­ ли цингой). Эту категорию железнодорожников представляли, как правило, воры, казнокрады, пьяницы и саботажники. Именно в тот период возникла идея законсервировать до луч­ ших времен северный участок «Мурманки». Но тогда терял свое значение незамерзающий Мурманский порт. В том, что эта идея не осуществилась, заслуга принадлежит Председателю Совета Труда и Обороны Республики В. И. Ленину. Понимая огромное значение Мурманского морского порта, через который молодая Советская Республика могла и должна была на­ ладить торговые связи со странами Западной Европы и Америки, он смотрел на план консервации северного участка Мурманской железной дороги как на вред Советской власти. Дороге было предложено взять на себя колонизационные функ­ ции. Суть предложения состояла в том, чтобы дорога за счет освоения и эксплуатации прилегающих к ее территории земель, вод, лесов, разработки полезных ископаемых сама изыскала сред­ ства для содержания и реконструкции своего хозяйства. А так как это дело не могло сдвинуться без большого притока людских ре­ сурсов, дороге надлежало заняться заселением края: обеспечить приезжих работой, кредитами, питанием, жильем, бытовыми услу­ гами. Х р о н и к а По постановлению ВЦИК РСФСР от 13 июня 1921 года на территории Кольского полуострова была образована Мурманская гу­ берния, выделившись из Архангельской. 17 июля конференция в Мурманске избрала 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz