Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

бронепоезда с белогвардейцами из Кандалакши, бойцы отряда взо­ рвали перед ней небольшой мост. А днем 22 февраля решили сами двинуться на Кандалакшу и освободить город от белых — ждали лишь приказа из Мурманска, но уже в 9 часов вечера того же дня первый революционный поезд из Мурманска привез для отряда 400 винтовок. А в 7 часов утра 23 февраля пришел еще один поезд с вооруженным рабочим отрядом. Взорванный мост на реке Белой быстро восстановили, и вооруженные отряды рабочих ворвались в Кандалакшу. Первый эшелон с красноармейцами с Большой земли прибыл на станцию Имандра 34 февраля в 10 часов утра. А 7 марта передовые части Красной Армии на бронепоезде «Карл Маркс» вступили в Мурманск. Из 8 тысяч белогвардейцев, орудовавших на Мурмане, 2 тысячи сбежали морем, а остальные 6 тысяч сдались в плен или были уничтожены в ходе боев. Х р о н и к а Мурманское восстание было совершено при главенствующей роли рабочих-железнодорож- ников >. Мурманская железная дорога за период оккупации понесла значительный урон. К 1920 году на «Мурманке» было разбито 79 процентов паровозов и 60 процентов вагонов2. Население Коль­ ского полуострова в период с начала 1918 года по август 1920-го уменьшилось в 2 раза, а в самом Мурманске — в 6 раз. Перед первым ревкомом города встали десятки первоочередных задач, но и среди этих самых важных особое внимание было уде­ лено дороге. В последней декаде мая 1920 года вышел приказ по Мурман­ ской железной дороге за № 281 о введении в действие нового расписания хода поездов коммерческого движения. Расписание предусматривало: «...почтово-пассажирские— 1 пара в неделю; дровяные — ежедневно 4 поезда; случайные рабочие поезда — 1 па­ ра в неделю. По Кемскому участку — 4 пары передаточных поез­ дов» 3. Составы товарных поездов уменьшились по весу до 20 тысяч пудов, а по длине —до 60 осей. Время прохождения их увеличилось на 30 процентов. Здесь вернемся к тому времени, когда в 1918 году на линии Петрозаводск—Мурманск была закончена установка линии стол- 1 Карело-Мурманский край, 1927, № 5—6, с. 7—10. 2 Известия Мурманского краевого Совета, 1920, 27 марта. 3 ГАМО, ф. 621, on. 1, д. 17, л. 1 об. 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz