Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

Под ударами регулярных частей Красной Армии и в результате вооруженных выступлений пролетариата на местах контрреволюция на Мурмане рушилась. Первым восстание вспыхнуло в Мурманске. Вот как в свое время описывались те события: «...К 3 часам вечера переворот закончился. Рабочие прогнали из Мурманска банды Миллера и очистили железную дорогу для свободного проезда в Россию к своим женам и детям... Белые вывезли из Мурманска на пароходах весь пиленый лес и захватили лучшие суда. В 3 часа дня 21 февраля 1920 года в городе власть контрреволюции пала» Два дня спустя Мурманский Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов выступил с таким обращением: «Това­ рищи! В Мурманске пала власть гнилой буржуазии с ее приспеш­ никами— офицерами. Нужны силы, нужна организация. Необхо­ димо трезвое осмысление момента». После этого волна восстаний прокатилась по всему северному участку дороги (Кола, Шонгуй, Имандра). За 4 дня вся желез­ ная дорога оказалась в руках восставших железнодорожников. В те дни дорожный телеграф приносил вот такие вести со стан­ ций. Шонгуй — власть на станции перешла к железнодорожным ра­ бочим. Избран тут же Шонгуйский временный местный комитет. Председателем стал Леонтьев, товарищем председателя — Блинов, секретарем — Бардин. Телеграфист станции передал в Мурманск и такие строки: «Приветствуем временный исполнительный комитет Мурманска. Готовы вместе выступить на борьбу с контрреволюцией. Д а здрав­ ствует Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика!»2 Имандра — в ночь на 21 февраля 1920 года, по получении из­ вестия о падении ермоловской банды, на станции Имандра экстрен­ но было созвано собрание всего ее населения. Руководители мест­ ного комитета организовали вооруженный отряд, обезоружили на­ чальника ополчения и комендантскую команду. Отряд взорвал мост на реке Белой и железнодорожный путь в трех местах. В комитет из 8 человек входят представители всех служб дороги. Его пред­ седателем избран электромеханик Щербаков, заместителем—Ми­ хайлов 3. На станциях Оленья, Имандра, Хибины, Белая, Охта-Канда, Зашеек железнодорожные рабочие объединились в вооруженный отряд, который насчитывал 50 человек. Временный местный испол­ ком возглавили Щербаков, Алексеев, Михайлов. Опасаясь подхода 1 Карело-Мурманский край, 1927, октябрь—ноябрь, с. 14—21. 2 Т а м ж е. 3 Т а м ж е, № 5—6, с. 9. 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz