Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.
вавших им и передать их в руки контрразведки. Но тут случилось то, чего они не ожидали: по всей линии дороги рабочие стали по давать заявления, и в первую очередь — железнодорожники. Влас тям пришлось срочно отменять свой приказ. Расчлененная дорога не оставалась в стороне от всероссийских событий. Железнодорожники благодаря собственному телеграфу быстро узнавали новости, по-революционному реагировали на важнейшие события и, как могли, оказывали сопротивление дожи вавшему свое режиму. В конце мая 1919 года Совет Труда и Обороны (СТО) принял декрет о проведении частичной мобилизации железнодорожников на фронт, труд которых мог быть заменен трудом женщин: 50 ты сяч железнодорожников были направлены в районы особо крити ческих военных действий. Всего весной и летом 1919 года железно дорожники дали фронту около 200 тысяч добровольцев. Под руководством большевиков летом и осенью того же года создаются партизанские отряды. В них активное участие прини мают и рабочие-железнодорожники, в том числе и Мурманской железной дороги: комиссар Кандалакшского паровозного депо М. И. Иванов, его товарищ по борьбе И. К. Поспелов, которого в народе прозвали «Ванька-Каин»... Партизаны взрывали железно дорожные мосты, склады, нападали на небольшие отряды интервен тов и белогвардейцев. На юге Кольского полуострова 5 октября 1919 года красные партизаны подняли восстание крестьян в деревне Княжая Губа, а 7 октября они уничтожили все железнодорожные мосты в районе Кандалакша—Охта-Канда. Под ударами частей Красной Армии белогвардейцы спешно снимались со станций Мурманской железной дороги и организо ванно уходили в Финляндию. Еще проливалась кровь на фронтах гражданской войны, а на первом дорожном экономическом совещании, а затем на совещании Академии наук был поставлен вопрос о восстановлении Мурман ской железной дороги. Участники указанных совещаний руковод ствовались насущнейшей мыслью: только действующая железная дорога может способствовать возрождению экономики Мурмана, только она способна стать тем организатором, который сможет управлять экономическим развитием обширного Края. Гражданская война близилась к концу. Каждая противобор ствующая сторона воспринимала это по-своему. В 1919 году недо битые белогвардейские офицеры, шкурники и мародеры всех мас тей, чувствуя, что наступает их последний час, бросились к грани цам, чтобы уйти за пределы России. Но западные границы из-за активных военных действий были опасными для перехода. Вот почему беглецов привлекал незамерзающий порт Мурманск. 36
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz