Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

вавших им и передать их в руки контрразведки. Но тут случилось то, чего они не ожидали: по всей линии дороги рабочие стали по­ давать заявления, и в первую очередь — железнодорожники. Влас­ тям пришлось срочно отменять свой приказ. Расчлененная дорога не оставалась в стороне от всероссийских событий. Железнодорожники благодаря собственному телеграфу быстро узнавали новости, по-революционному реагировали на важнейшие события и, как могли, оказывали сопротивление дожи­ вавшему свое режиму. В конце мая 1919 года Совет Труда и Обороны (СТО) принял декрет о проведении частичной мобилизации железнодорожников на фронт, труд которых мог быть заменен трудом женщин: 50 ты­ сяч железнодорожников были направлены в районы особо крити­ ческих военных действий. Всего весной и летом 1919 года железно­ дорожники дали фронту около 200 тысяч добровольцев. Под руководством большевиков летом и осенью того же года создаются партизанские отряды. В них активное участие прини­ мают и рабочие-железнодорожники, в том числе и Мурманской железной дороги: комиссар Кандалакшского паровозного депо М. И. Иванов, его товарищ по борьбе И. К. Поспелов, которого в народе прозвали «Ванька-Каин»... Партизаны взрывали железно­ дорожные мосты, склады, нападали на небольшие отряды интервен­ тов и белогвардейцев. На юге Кольского полуострова 5 октября 1919 года красные партизаны подняли восстание крестьян в деревне Княжая Губа, а 7 октября они уничтожили все железнодорожные мосты в районе Кандалакша—Охта-Канда. Под ударами частей Красной Армии белогвардейцы спешно снимались со станций Мурманской железной дороги и организо­ ванно уходили в Финляндию. Еще проливалась кровь на фронтах гражданской войны, а на первом дорожном экономическом совещании, а затем на совещании Академии наук был поставлен вопрос о восстановлении Мурман­ ской железной дороги. Участники указанных совещаний руковод­ ствовались насущнейшей мыслью: только действующая железная дорога может способствовать возрождению экономики Мурмана, только она способна стать тем организатором, который сможет управлять экономическим развитием обширного Края. Гражданская война близилась к концу. Каждая противобор­ ствующая сторона воспринимала это по-своему. В 1919 году недо­ битые белогвардейские офицеры, шкурники и мародеры всех мас­ тей, чувствуя, что наступает их последний час, бросились к грани­ цам, чтобы уйти за пределы России. Но западные границы из-за активных военных действий были опасными для перехода. Вот почему беглецов привлекал незамерзающий порт Мурманск. 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz