Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

работ и остро нуждалась в специалистах. Но об этом говорить не приходилось. И все-таки дорога жила. Вот свидетельство тому. «Для сведения населения Мурманского края. С 12 августа (1918) назначается в обращение по действующему графику вторая пара почтово-товарных поездов № 3 и 4. Отправление из Мурман­ ска п. №Зпо понедельникам, приходит в Кандалакшу по вторникам, прибывает в Сороку по средам. Отправление поезда № 4 из Сороки по четвергам, приходит в Кандалакшу по пятницам, прибывает в Мурманск по субботам. Состав вагонов: один багажный, один почтовый, один — второго класса, два — третьего класса, три — чет­ вертого класса, одна теплушка для раздатчика корреспонденции. До полного состава поезд заполнен теплушками и вагонами со срочным грузом. — Начальник движения Садовский» '. Были и другие поезда... Регулярно по всему северному участку дороги курсировал поезд карательного отряда с остановками на станциях для расстрелов. Такими пунктами были Мурманск, Кан­ далакша, Кемь, Сорока. В то же время вспыхивает контрреволюционное восстание в Олонецкой и Петроградской губерниях, в результате чего нача­ лось разрушение полотна Мурманской железной дороги в районе станции Званка. О тяжелом положении железнодорожников в период хозяйни­ чанья белогвардейцев и интервентов говорят документы Мурман­ ского областного архива. Вот один из них — рапорт начальника 13-го участка службы пути инженера Маслова начальнику дороги: «Привлечение рабочих и служащих к сверхурочным и сдельным работам совершенно не удается, так как рабочие отказываются от работы, ссылаясь на крайне недостаточные нормы питания: муж­ ская норма на месяц с 1 февраля 1919 года сократилась для рабо­ чих физического труда до 35 фунтов хлеба, умственного — 20 фун­ тов; взрослого члена семьи — 10 фунтов и детям — 5 фунтов. При такой норме не только сверхурочная, но и нормальная работа в се­ верных условиях ослабляется. Что же касается нормы хлеба чле­ нам семьи, то это — прямая голодовка, приводящая железнодорож­ ников, из коих более 60 процентов — семейные, в ужас» 2. Северная часть дороги в период оккупации интервентами назы­ валась Управлением Мурманской железной дороги линии Сорока— Мурманск. Границей между южным и северным участками дороги служил сожженный мост на реке Онде между Сорокой и Сегежей. «Управление», то есть северный участок дороги, теперь подчиня­ лось Северной области, как стала называть себя Архангельская гу­ 1 Известия Мурманского краевого Совета, 1918, 21 августа. 2 ГАМО, ф. 621, on. 1, д. 22, л. 32. 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz