Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.
Кандалакша муки для отрядов, которые отправлялись из Петро града на фронт. Но председатель Кандалакшского Совета правый эсер Кошелев заявил, что без разрешения Мурманского Совета муку отправлять нельзя. Тогда кандалакшские железнодорожники на общем собра нии постановили: дать муку Питеру, и бесплатно погрузили ее в эшелон. Курасов вновь едет в Петроград и уже в качестве комиссара и начальника 13-го участка службы пути возвращается в Канда лакшу. Кроме того, по предложению комиссара дороги Житкова он назначается уполномоченным для партийной связи, чтобы сообщать в Петроград о действиях союзников. Коммунист-железнодорожник Н. Д. Курасов родился в 1885 го ду в Курской области. Окончил Тульское техническое училище и с 1905 года трудился на стройках российских железных дорог, вначале на Забайкальской, а с 1915 года — на Мурманской. Про шел путь от ремонтного рабочего до начальника участка. С июня 1918 года он — начальник 13-го участка службы пути. В сентябре 1918 года был назначен помощником комиссара службы пути по литотдела путей сообщения. (В июне 1918 года, когда политотдел Северо-Западного округа путей сообщения утвердил политотдел Мурманской железной дороги, Курасов был утвержден его предсе дателей *.) После описанных событий в ночь с 28 на 29 июня 1918 года в Мурманске был арестован отряд красных финнов во главе с на чальником охраны дороги Зайковским. На следующий день аресто вали Курасова и его помощника Доронина. Среди арестованных оказались также Пасторов, Иванов, Батюшков и Кошелев. В те же дни в Кеми были расстреляны активисты-железнодорожники Каменев, Вицуп, Оксов. Через два дня (3 июля 1918 года) интервенты и белогвардей цы захватили участок железной дороги от Мурманска до Сороки. Многие рабочие и служащие дороги подверглись террору и репрес сиям. Дорога разделилась на две части. Стало и два управления: одно в Мурманске, другое в Петрозаводске. Начальником дороги в Мурманске был назначен начальник службы пути инженер Переселенков. От станции Мурманск до станции Олимпия дорога находилась в руках интервентов, а дальше — в руках Советской власти. Недо строенная и недоукомплектованная, она требовала продолжения 1 Государственный архив Мурманской области (ГАМО), ф. 621, on. 1, д. 13, л. 19. 3 В. Х абаров 3 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz