Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

Кандалакша муки для отрядов, которые отправлялись из Петро­ града на фронт. Но председатель Кандалакшского Совета правый эсер Кошелев заявил, что без разрешения Мурманского Совета муку отправлять нельзя. Тогда кандалакшские железнодорожники на общем собра­ нии постановили: дать муку Питеру, и бесплатно погрузили ее в эшелон. Курасов вновь едет в Петроград и уже в качестве комиссара и начальника 13-го участка службы пути возвращается в Канда­ лакшу. Кроме того, по предложению комиссара дороги Житкова он назначается уполномоченным для партийной связи, чтобы сообщать в Петроград о действиях союзников. Коммунист-железнодорожник Н. Д. Курасов родился в 1885 го­ ду в Курской области. Окончил Тульское техническое училище и с 1905 года трудился на стройках российских железных дорог, вначале на Забайкальской, а с 1915 года — на Мурманской. Про­ шел путь от ремонтного рабочего до начальника участка. С июня 1918 года он — начальник 13-го участка службы пути. В сентябре 1918 года был назначен помощником комиссара службы пути по­ литотдела путей сообщения. (В июне 1918 года, когда политотдел Северо-Западного округа путей сообщения утвердил политотдел Мурманской железной дороги, Курасов был утвержден его предсе­ дателей *.) После описанных событий в ночь с 28 на 29 июня 1918 года в Мурманске был арестован отряд красных финнов во главе с на­ чальником охраны дороги Зайковским. На следующий день аресто­ вали Курасова и его помощника Доронина. Среди арестованных оказались также Пасторов, Иванов, Батюшков и Кошелев. В те же дни в Кеми были расстреляны активисты-железнодорожники Каменев, Вицуп, Оксов. Через два дня (3 июля 1918 года) интервенты и белогвардей­ цы захватили участок железной дороги от Мурманска до Сороки. Многие рабочие и служащие дороги подверглись террору и репрес­ сиям. Дорога разделилась на две части. Стало и два управления: одно в Мурманске, другое в Петрозаводске. Начальником дороги в Мурманске был назначен начальник службы пути инженер Переселенков. От станции Мурманск до станции Олимпия дорога находилась в руках интервентов, а дальше — в руках Советской власти. Недо­ строенная и недоукомплектованная, она требовала продолжения 1 Государственный архив Мурманской области (ГАМО), ф. 621, on. 1, д. 13, л. 19. 3 В. Х абаров 3 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz