Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.
ков. И сколько бы ошибок по своей политической неопытности за тем ни совершили первые большевики «Мурманки», в одном они были непогрешимы — не допустили дезорганизации транспорта. Скудные архивные данные тех лет не дают нам полного пред ставления о деятельности большевиков. Но вот исторический факт. Кандалакшская партийная организация железнодорожников стала межрайонной. Ее деятельность распространилась на всю се верную часть железной дороги. Это позволило 1 марта 1918 года организовать работу съезда большевиков Мурманской железной дороги. По свидетельству участников, он был самым многочис ленным. В начале марта 1918 года в районе Мурманской железной доро ги начинают появляться банды белофиннов и нападать на отдель ные участки дороги; 6 марта в Мурманске высадились интервенты. Исполком местного Совета ставит в известность Москву: англо французские союзные войска готовы оказать содействие Рабоче- Крестьянской Красной Армии в борьбе с белофиннами, а еще о том, что при Мурманском исполкоме создан совет из представи телей иностранных держав. (Позже оказалось: это было широко спланированное предательство интересов Советской власти.) Как только эта авантюра была проведена, английские, француз ские и сербские войока погрузились в эшелоны и разместились по всем большим станциям от Мурманска до Петрозаводска. И вышло так: кто владел дорогой, тот и был хозяином положения. Стоявший в те тревожные и трагические дни во главе Мурман ской железной дороги Л. В. Никольский (тогда еще социал-демо крат-интернационалист) телеграфировал в Москву Троцкому, что «комбинация иностранного совета и помощь англо-французов в борьбе с белофиннами — опасный путь». На это последовал от вет Троцкого: «Вам на месте виднее, и если возможно надеяться на помощь англо-французов, то это нужно использовать». Когда железнодорожники почувствовали, в чем суть замыслов «союзников», в Петроград были командированы со станций Кан далакша и Энгозеро представители дороги Пасторов, Парахин и Курасов, чтобы получить оружие для Мурманской железной до роги. «Мы с Пасторовым, — писал потом Н. Курасов, — отправились в военный комиссариат и добились нескольких сот винтовок и не скольких пулеметов, которые Пасторов и Парахин увезли на Мур манскую железную дорогу» *. Тогда же, в Петрограде, Курасов был назначен эмиссаром хо зяйственного комитета Рабоче-Крестьянской Армии и направлен на Мурманскую дорогу, чтобы организовать доставку со станции 1 Вестник Мурмана, 1923, № 10, с. 13—15. 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz