Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

В начале апреля рабочие и служащие Мурманстройки провели общее собрание, которое образовало отделение профсоюза желез- нодорожников-строителей. Х р о н и к а 17 мая 1917 года станция Романов-на-Мур- мане была переименована в станцию Мур­ манск Временное правительство, или, как называли его, «правитель­ ство войны до победного конца», с половины сентября 1917 года для более успешной перевозки военных грузов объявило в Карелин и на Мурмане осадное положение и создало военную диктатуру Главнамура. Что это была за должность, вспоминала писательница Вера Кетлинская в своей книге «Вечер. Окна. Люди» (Главнаму- ром был ее отец — адмирал Кетлинский). «...Обязанности Главна­ мура (главный начальник Мурманского укрепленного района и Мурманского отряда судов), — писала она, — были огромны: охрана морских путей, оборона Кольского полуострова с морян со стороны государственной границы, командование всеми морскими и сухопутными силами, достройка и охрана Мурманской железной дороги вплоть до станции Званка, общее руководство перегрузоч­ ными операциями в порту и на железной дороге»2. В воспоминаниях Кетлинской есть много познавательных стра­ ниц, касающихся истории Мурманска и железной дороги. Вот ин­ тересная иллюстрация самого путешествия по только что пущен­ ной в эксплуатацию «Мурманке», когда семья ехала в Мурманск к месту службы мужа и отца: «Тащились мы до Мурманска (из Петрограда. — В. X.) недели полторы, если не больше. Местами рельсы были уложены прямо на болотистый грунт, рядом со строящейся насыпью, поезд качался и тарахтел дрыгающими шпалами. Мосты он проходил еле-еле, словно не дыша, чувствовалось, как дрожит под тяжестью вагонов временное бревенчатое сооружение...» ? Весть об Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде первым принял телеграфист-железнодорожник станции Мурманск 26 октября 1917 года. Она всколыхнула весь край. Мурман был первой и единственной окраиной, где Советская власть утверди­ лась с первых дней Октябрьской революции без сопротивления и саботажа старого управленческого аппарата: слишком высок был авторитет передового отряда рабочего класса —железнодорожни­ 1 Циркуляр начальника дороги № 103 от 17 мая 1917 года: Сб. тарифов, № 2490, извещение № 24741. 2 К е т л и н с к а я В. Вечер. Окна. Люди. М., 1974, с. 189—190. 3 Т а м ж е, с. 190. 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz