Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

вались слова Н. А. Некрасова: «...бочку рабочим вина выставляю и недоимки дарю». По официальным данным, строительство дороги обошлось рус­ ской казне в 180 миллионов золотых рублей. На самом же деле в условиях войны и интендантской нечистоплотности было затра­ чено 350 миллионов рублей — номинальная стоимость была превы­ шена почти в 2 раза. Ко всему прочему дорога оказалась недо­ строенной на 70 процентов. (В 1917 году было образовано Управ­ ление по достройке дороги.) После официального открытия рабочего движения строитель­ ство дороги продолжалось: создавались тяговое и ремонтное хо­ зяйство, водоснабжение, продолжались работы по балластировке пути. Провозную способность «Мурманки» в то время характери­ зовали такие показатели: 250 вагонов в сутки, то есть до 2,5 тыся­ чи тонн грузов. Но не это было главным. Главное заключалось в том, что железная дорога соединила страну с внешним миром. Газеты Англии и Швеции утверждали даже, что с постройкой Мур­ манской железной дороги для России начинается новая техноло­ гическая эпоха; что это не окно в Европу, а ворота, которые в слу­ чае военного конфликта закрыть невозможно —слишком широки они у берегов незамерзающего Студеного моря. В 1916 году правительство России выкупило Олонецкую же­ лезную дорогу на казенный счет, присоединив ее к «Мурманке». Таким образом, Мурманская железная дорога протянулась до Петрограда. (По другим источникам, Олонецкая железная дорога была присоединена к Мурманской 1 апреля 1917 года.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz