Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.
становилась средством доставки смертоносных грузов. С другой стороны, в России назревала революция, и царский двор и его министры были настолько непопулярны в народе, что даже такое грандиозное сооружение, как дорога, не могло быть поводом для ликования. Русские газеты из-за цензурных соображений обходили молча нием строительство дороги, лишь в «Новом времени» и «Прави тельственном вестнике» изредка давались официальные сообщения. А западный мир с интересом и настороженностью следил за очередной сенсацией из России. Германия, как явный противник, восприняла строительство дороги откровенно враждебно. Известно несколько провокационных акций определенных кругов этой стра ны, направленных на срыв работ. Причем в эти авантюры было вовлечено несколько третьих стран, в частности Швеция, которая сама не желала активизации России на берегах Студеного моря — давний предмет спора стран-соседей Норвежская печать отмечала трудности строительства за По лярным кругом в условиях белого безмолвия, перед которыми «бессильны как человеческие знания, так и человеческие силы». Американская, английская и французская печать на все лады рас писывала как достижения, так и огромные трудности и неразбери ху, царившие на строительстве. В пространных статьях нередко проскальзывали факты, составлявшие предмет государственной тайны, но общий тон был восторженный. Союзники пытались даже помочь в строительстве. Предпринима тели из Канады взялись с подряда достроить северный участок доро ги от Колы до поселка Семеново. Но, получив деньги, они так затя нули строительство, что от их помощи пришлось отказаться. Ино странцы уехали. Их работу спешно переделали: быстро, некрасиво, но добротно. Задержки из-за недобросовестных партнеров не было. Мурманскую железную дорогу, можно сказать, выстрадали десятки тысяч безвестных строителей. А впереди ее ждали великие потрясения, связанные с революцией и интервенцией. Еще ждали. Но целый край уже пришел в движение. Окончание строительства дороги было отмечено «наверху» весь ма своеобразно: министра путей сообщения Трепова возвели в зва ние статс-секретаря. «Правительственный вестник» напечатал вы сочайшее утверждение о введении портового управления в морском порту. В газете «Речь» 8 ноября 1916 года был напечатан приказ того же Трепова, в котором министр благодарил строителей до роги «за исполненный труд» и в довершение к которому напраши- 1 К открытию сквозного движения от Петрозаводска до Северного Ледови того океана /Изд. Управления по постройке Мурманской железной дороги. Петро град, 1916. 28
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz