Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

становилась средством доставки смертоносных грузов. С другой стороны, в России назревала революция, и царский двор и его министры были настолько непопулярны в народе, что даже такое грандиозное сооружение, как дорога, не могло быть поводом для ликования. Русские газеты из-за цензурных соображений обходили молча­ нием строительство дороги, лишь в «Новом времени» и «Прави­ тельственном вестнике» изредка давались официальные сообщения. А западный мир с интересом и настороженностью следил за очередной сенсацией из России. Германия, как явный противник, восприняла строительство дороги откровенно враждебно. Известно несколько провокационных акций определенных кругов этой стра­ ны, направленных на срыв работ. Причем в эти авантюры было вовлечено несколько третьих стран, в частности Швеция, которая сама не желала активизации России на берегах Студеного моря — давний предмет спора стран-соседей Норвежская печать отмечала трудности строительства за По­ лярным кругом в условиях белого безмолвия, перед которыми «бессильны как человеческие знания, так и человеческие силы». Американская, английская и французская печать на все лады рас­ писывала как достижения, так и огромные трудности и неразбери­ ху, царившие на строительстве. В пространных статьях нередко проскальзывали факты, составлявшие предмет государственной тайны, но общий тон был восторженный. Союзники пытались даже помочь в строительстве. Предпринима­ тели из Канады взялись с подряда достроить северный участок доро­ ги от Колы до поселка Семеново. Но, получив деньги, они так затя­ нули строительство, что от их помощи пришлось отказаться. Ино­ странцы уехали. Их работу спешно переделали: быстро, некрасиво, но добротно. Задержки из-за недобросовестных партнеров не было. Мурманскую железную дорогу, можно сказать, выстрадали десятки тысяч безвестных строителей. А впереди ее ждали великие потрясения, связанные с революцией и интервенцией. Еще ждали. Но целый край уже пришел в движение. Окончание строительства дороги было отмечено «наверху» весь­ ма своеобразно: министра путей сообщения Трепова возвели в зва­ ние статс-секретаря. «Правительственный вестник» напечатал вы­ сочайшее утверждение о введении портового управления в морском порту. В газете «Речь» 8 ноября 1916 года был напечатан приказ того же Трепова, в котором министр благодарил строителей до­ роги «за исполненный труд» и в довершение к которому напраши- 1 К открытию сквозного движения от Петрозаводска до Северного Ледови­ того океана /Изд. Управления по постройке Мурманской железной дороги. Петро­ град, 1916. 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz