Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

Осенью 1985 года я побывал на месте стыковки. Говорили, что строители на том самом месте оставили памятный знак и да­ же (!) — письмо потомкам. Ехали вместе с работником Лоухской дистанции пути А. С. Ремизовым. По дороге Александр Серафимо­ вич делился насущным. Говорил и о том, что вот-де повезло мест­ ной дистанции пути обслуживать такой знаменитый перегон, каким, несомненно, является место стыковки. К сожалению, внимания этому уделяется мало. Был одно время на дистанции сильный «ПЧ» (это он так начальника дистанции называл), звали его Дмит­ рий Матвеевич Ищенко. За два года он вывел дистанцию в число передовых по дороге. И что характерно, очень считался с историей, с традициями. Это он, Ищенко, взамен сгнившего памятного знака велел изготовить новый, из бетона. Но вскоре начальника дистан­ ции перевели на более ответственную должность, а знак так и остался недоделанным... На месте стыка мы вышли из машины, забрались на насыпь. Конечно, памятного костыля мы не нашли. Да и немудрено. Про­ шло столько лет! Досаднее было другое: мы не нашли следов па­ мяти. Нашей памяти... Ремизов с точностью до метра отыскал «место стыка». Вот здесь, сказал он, как раз на середине кривой. По новому исчисле­ нию, на 974-м километре, 7-й пикет («пикет» составляет 100 мет­ ров). Мы долго простояли молча. Каждый из нас, очевидно, думал об одном и том же. Было до обидного жаль, что так и не утряслось дело с открытием памятного знака. Ведь не хлебом единым жив человек. Он крепок своими корнями... ...В день стыковки при большом скоплении строителей был сооружен деревянный обелиск («сруб»), на котором оставили над­ пись: «3 ноября 1916 года в 12 часов дня на 537 версте от Петроза­ водска генерал-майором князем Багратионом-Мухрановским после молебствия был забит последний костыль на смычке сплошного рельсового пути Петрозаводск—Романов-на-Мурмане. По оконча­ нии молебствия по железнодорожному пути прошел экстренный поезд в составе из 4-х вагонов. Данное событие окончания строи­ тельства железной дороги было отмечено сим знаком, который падает на участок Амбарный—Лоухи, т. е. 537 версте железнодо­ рожного пути» *. Общественность России весть об окончании строительства ж е­ лезной дороги на Мурман встретила более чем сдержанно, хотя значение дороги для страны было поистине огромным. В чем же дело? Конечно, одной из причин была война, дорога как-никак 1 Центральный государственный архив Карельской АССР (ЦГА КАССР), ф. 320, оп. 3, д. 71 /573, л. 245, 246. 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz