Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

очень удобны для развития портовых и станционных сооружений. Причальная линия может быть легко увеличена за счет землечер­ пания. Таким образом, вопрос о конечной точке всей линии был решен. Это предопределило судьбу и нынешнего Мурманска. В конце июня того же года министр путей сообщения А. Ф. Трепов подал царю докладную записку о необходимости образования на месте железнодорожного поселка портовой и базовой стройки нового го­ рода. Вскоре в районе Семеновской бухты началось строительство города, который назвали Романов-на-Мурмане. (Такое же название получила станция.) Закладка города проходила в присутствии министра путей со­ общения А. Ф. Трепова и морского министра И. К. Григоровича. Под городскую территорию было отведено 2 тысячи десятин казенной земли. Здесь должны были разместиться городская адми­ нистрация, торговая ,и жилая части города, обособленные поселки железнодорожных и портовых служащих. И глубоко символично, что первые улицы нового города носили чисто железнодорожные понятия: Железнодорожная улица (ныне улица Коминтерна) и Пу­ тейский проспект (теперешняя улица Шмидта). Первым предприятием в городе стало паровозное депо, которое действовало уже с начала 1916 года. Прибывающие морем паро­ возы требовали ухода, и начальство распорядилось соорудить для этой цели большой барак. В нем спешно были вырыты две смотро­ вые канавы, а затем сказано: пусть это называется депо. К момен­ ту открытия сквозного движения депо имело уже 3 приписных па­ ровоза. ...Строительство железной дороги близилось к завершению. И как ни различны были интересы начальствующего состава и ря­ довых рабочих, решено было торжественно отметить укладку последнего железнодорожного звена. Это произошло в районе станции Боярская (название станции не изменилось до сих пор). Здесь 3 ноября (16 ноября по новому стилю) 1916 года на стыке двух участков дороги — южного и северного — был забит «серебря­ ный» костыль, специально изготовленный на одном из петроград­ ских заводов. Один такой костыль находится в экспозиции музея при Ленин­ градском институте инженеров железнодорожного транспорта в зале «Строительство дореволюционных железных дорог». На табличке — надпись: «Памятный путевой костыль с 537 вер­ сты, 618 пикет в честь укладки последнего звена от Петрозавод­ ска до Северного Ледовитого океана. 3.XI . 1916». На гранях костыля выгравировано: «Мурманская железная дорога. Великого северно­ го пути. Пикет 618. Верста 537. 19 — 16». 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz