Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

1916 год... У Семеновской бухты кривых будет доведен до нормы, то есть до 300 саженей, и дорога будет доведена до типа магистральных дорог. (Но это произойдет очень не скоро.) Среди множества вопросов, решаемых в то время строителями дороги, особняком стоял вопрос о телеграфной и телефонной связи. Многие источники тех лет отмечают значительный вклад в разви­ тие средств связи инженера Дмитрия Семеновича Пашенцева. Он перешел на службу на Мурманскую железную дорогу в июне 1916 года. При нем начиналось рабочее движение поездов по до­ роге. Состояние связи в тот период было невероятно плохим. По­ стоянной линии столбов на дороге не существовало — висел един­ ственный провод, и то на деревьях. Дальность действия устройств связи не превышала 150 верст. Фактически оплошной телефонной и телеграфной связи на железной дороге не было, и ее приходилось создавать заново. В конце 1916 года на дороге были начаты работы по постройке постоянной линии телефонной и телеграфной связи. В середине декабря 1915 года южный участок (Петрозаводск— Сорока) Мурманской железной дороги был сдан в эксплуатацию. Это совпало с окончанием работ на Олонецкой железной дороге. С наступлением тепла между Званкой и Петрозаводском пошли пассажирские поезда — 2 поезда в неделю. На линии Петроза­ водск—Сорока началось рабочее движение поездов. После преодоления водных преград в результате огромных уси­ лий строителей 23 апреля 1916 года на севере был открыт для дви­ жения участок дороги Кандалакша—Мурман. К тому времени окончательно определился конечный пункт до­ роги— поселок Семеново. Изыскатели дали заключение, что у Семеновской бухты топографические условия берега оказались 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz