Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.
ших механизмов для возведения мостов, огромной скорости тече ния, порожистого характера северных рек и каменистого дна их... Помогли, как ни странно, заполярные условия. Строители восполь зовались долгими и морозными зимами. Когда реку покрывало прочным льдом, рабочие на месте буду щей опоры делали прорубь как раз по размеру опоры. Другие в это время рубили из бревен сруб наподобие колодца. Дно сруба застилали решеткой и набивали его камнями. Снача ла клали ребристые куски, с тем чтобы сруб мог зацепиться за дно. Под тяжестью камней сруб опускался в воду на определенную глубину. Камни клали осторожно, чтобы сруб все время был на плаву — не проваливался. По мере проседания его наращивали бревнами. И так до тех пор, пока опора не касалась дна. Дело продвигалось настолько споро, что опоры вырастали буквально в считанные ча сы. (Еще сейчас можно видеть останки старых мостов и торчащие из воды опоры в виде колодезных срубов.) Если бы не эти смелые и оригинальные решения русских инже неров, окончание строительства Мурманской железной дороги за тянулось бы на неопределенное время. Как ни странно, но природа иногда была союзницей строителей, правда, в союзе с адским ре жимом труда. На участке Кандалакша—Мурман впервые в российской прак тике был применен комбинированный способ перевозки грузов. Случилось это так. Подвижной состав (паровозы, вагоны и плат формы) для северного участка подвозили из Америки на парохо дах в разобранном виде. Паровозы собирали в Кандалакше и Се менове. Из этих пунктов строители вели стальную колею навстречу друг другу. Это был самый непроходимый, а уж тем более непро езжий участок. А ведь дело упиралось в перевозку техники и строи тельных материалов. И снова выручила смелая мысль. Сначала строители провели рельсовый путь от Кандалакши до станции Зашеек (зашейком поморы именовали часть озера у исто ка реки), где как раз на месте будущей станции река Нива выте кала из озера Имандра. Это обстоятельство строители дороги использовали при прокладке участка Кандалакша—Зашеек. Основ ной объем грузов доставляли по Ниве. А вскоре на этом участке стали ходить паровозы с платформами, что было большим под спорьем при накоплении грузов у берегов озера Имандра для по следующей переброски их на север. Теперь, чтобы обеспечить перевозки по Имандре, необходимо было переправить на озеро буксиры и баржи. Выход нашли — воспользовались большим перепадом уровня горизонтов воды в Кандалакшском заливе во время приливов и отливов (как из вестно, в Кандалакшской губе этот перепад составляет около че 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz