Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

ших механизмов для возведения мостов, огромной скорости тече­ ния, порожистого характера северных рек и каменистого дна их... Помогли, как ни странно, заполярные условия. Строители восполь­ зовались долгими и морозными зимами. Когда реку покрывало прочным льдом, рабочие на месте буду­ щей опоры делали прорубь как раз по размеру опоры. Другие в это время рубили из бревен сруб наподобие колодца. Дно сруба застилали решеткой и набивали его камнями. Снача­ ла клали ребристые куски, с тем чтобы сруб мог зацепиться за дно. Под тяжестью камней сруб опускался в воду на определенную глубину. Камни клали осторожно, чтобы сруб все время был на плаву — не проваливался. По мере проседания его наращивали бревнами. И так до тех пор, пока опора не касалась дна. Дело продвигалось настолько споро, что опоры вырастали буквально в считанные ча­ сы. (Еще сейчас можно видеть останки старых мостов и торчащие из воды опоры в виде колодезных срубов.) Если бы не эти смелые и оригинальные решения русских инже­ неров, окончание строительства Мурманской железной дороги за ­ тянулось бы на неопределенное время. Как ни странно, но природа иногда была союзницей строителей, правда, в союзе с адским ре­ жимом труда. На участке Кандалакша—Мурман впервые в российской прак­ тике был применен комбинированный способ перевозки грузов. Случилось это так. Подвижной состав (паровозы, вагоны и плат­ формы) для северного участка подвозили из Америки на парохо­ дах в разобранном виде. Паровозы собирали в Кандалакше и Се­ менове. Из этих пунктов строители вели стальную колею навстречу друг другу. Это был самый непроходимый, а уж тем более непро­ езжий участок. А ведь дело упиралось в перевозку техники и строи­ тельных материалов. И снова выручила смелая мысль. Сначала строители провели рельсовый путь от Кандалакши до станции Зашеек (зашейком поморы именовали часть озера у исто­ ка реки), где как раз на месте будущей станции река Нива выте­ кала из озера Имандра. Это обстоятельство строители дороги использовали при прокладке участка Кандалакша—Зашеек. Основ­ ной объем грузов доставляли по Ниве. А вскоре на этом участке стали ходить паровозы с платформами, что было большим под­ спорьем при накоплении грузов у берегов озера Имандра для по­ следующей переброски их на север. Теперь, чтобы обеспечить перевозки по Имандре, необходимо было переправить на озеро буксиры и баржи. Выход нашли — воспользовались большим перепадом уровня горизонтов воды в Кандалакшском заливе во время приливов и отливов (как из­ вестно, в Кандалакшской губе этот перепад составляет около че­ 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz