Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.
Кандалакши до Сороки с перевалкой грузов в этих портах. Сооружение линии железной дороги велось в величайшей спеш ке. Но строителей сдерживали систематические неурядицы, низ кая производительность труда, труднопроходимые участки. Особен но досаждали болота. Насыпи здесь оседали, проваливались, как только по уложенному полотну проходили первые платформы с рельсами (это являлось дополнительной проверкой прочности рельсового пути). Чтобы не срывать сроки строительства, в таких гиблых местах устраивали ростверки из нескольких рядов бревен. Бревна укладывали вдоль и поперек земляного полотна попере менно, затем к ним пришивали рельсовую решетку. При погруже нии нижних рядов ростверка в болото путь разбирали, ростверк наращивали еще несколькими рядами бревен и вновь «пришивали» рельсы. Если вблизи имелся камень и его можно было подвезти к месту укладки, то болота заваливали этим камнем и на уплотненном та ким образом грунте укладывали слой балласта и рельсы. В сред нем для устройства одной версты земляного полотна приходилось перерабатывать 15 тысяч кубометров земли. Можно себе предста вить, что это был за труд, если общая длина насыпи в болотах со ставила 250 верст. Особую трудность для строителей при устройстве насыпи пред ставляла так называемая Кандалакшская губа на Сорокском участке. Это низменное место во время приливов на несколько верст заливалось водой. Чтобы обойти эту естественную преграду, потребовалось бы удлинить путь на 9 верст. Пытались было строить насыпь. Но ее тут же смывало приливной волной. И все-таки выход был найден. Инженер В. П. Ивашев, кстати внук декабриста Ивашева, предложил свой проект устройства так называемой фильтрующей насыпи через Кандалакшскую губу, вы сотой до 10 метров и длиной более километра, с использованием валунного камня. Уложенные особым способом камни во время прилива свободно пропускали воду через себя, и она уходила в глубь материка. При отливах же она частично стекала обратно, а частично оставалась за насыпью, не повреждая ее. Фильтрующая насыпь не вызывала деформации и заливания пути. Это смелое и оригинальное решение послужило основой для дальнейшего применения фильтрующих насыпей на других участ ках стройки и обогатило отечественную науку опытом борьбы с водными преградами. С не меньшей трудностью встретились строители при наведении мостов через быстрые реки, а их на протяжении всего пути было немало, и они на первых порах оказались непреодолимыми пре пятствиями. Было от чего задуматься специалистам-дорожникам. Им приходилось искать выход в условиях отсутствия даже простей 22
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz