Хабаров, В. А. Магистраль / В. А. Хабаров. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 157, [2] с. : ил.

Кандалакши до Сороки с перевалкой грузов в этих портах. Сооружение линии железной дороги велось в величайшей спеш­ ке. Но строителей сдерживали систематические неурядицы, низ­ кая производительность труда, труднопроходимые участки. Особен­ но досаждали болота. Насыпи здесь оседали, проваливались, как только по уложенному полотну проходили первые платформы с рельсами (это являлось дополнительной проверкой прочности рельсового пути). Чтобы не срывать сроки строительства, в таких гиблых местах устраивали ростверки из нескольких рядов бревен. Бревна укладывали вдоль и поперек земляного полотна попере­ менно, затем к ним пришивали рельсовую решетку. При погруже­ нии нижних рядов ростверка в болото путь разбирали, ростверк наращивали еще несколькими рядами бревен и вновь «пришивали» рельсы. Если вблизи имелся камень и его можно было подвезти к месту укладки, то болота заваливали этим камнем и на уплотненном та­ ким образом грунте укладывали слой балласта и рельсы. В сред­ нем для устройства одной версты земляного полотна приходилось перерабатывать 15 тысяч кубометров земли. Можно себе предста­ вить, что это был за труд, если общая длина насыпи в болотах со­ ставила 250 верст. Особую трудность для строителей при устройстве насыпи пред­ ставляла так называемая Кандалакшская губа на Сорокском участке. Это низменное место во время приливов на несколько верст заливалось водой. Чтобы обойти эту естественную преграду, потребовалось бы удлинить путь на 9 верст. Пытались было строить насыпь. Но ее тут же смывало приливной волной. И все-таки выход был найден. Инженер В. П. Ивашев, кстати внук декабриста Ивашева, предложил свой проект устройства так называемой фильтрующей насыпи через Кандалакшскую губу, вы­ сотой до 10 метров и длиной более километра, с использованием валунного камня. Уложенные особым способом камни во время прилива свободно пропускали воду через себя, и она уходила в глубь материка. При отливах же она частично стекала обратно, а частично оставалась за насыпью, не повреждая ее. Фильтрующая насыпь не вызывала деформации и заливания пути. Это смелое и оригинальное решение послужило основой для дальнейшего применения фильтрующих насыпей на других участ­ ках стройки и обогатило отечественную науку опытом борьбы с водными преградами. С не меньшей трудностью встретились строители при наведении мостов через быстрые реки, а их на протяжении всего пути было немало, и они на первых порах оказались непреодолимыми пре­ пятствиями. Было от чего задуматься специалистам-дорожникам. Им приходилось искать выход в условиях отсутствия даже простей­ 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz